24 марта в рамках фестиваля премии «Золотая маска» в Москве прошел драматический спектакль «Евгений Онегин. Сцены из романа в 2 частях». Постановка, идея и литературная композиция принадлежат лауреату Государственной премии России и Национальной премии Литвы Римасу Туминасу.
Произведение А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - для русского человека нечто само собой разумеющееся. Его все читали, когда проходили в школе, многие повторяли в вузах, в разном возрасте понимали по-разному, помнили или не помнили основные особенности. Но, наверное, не найдется ни одного взрослого человека, не знающего что такое «письмо Татьяны». А теперь на секунду представьте, что можно взахлеб смеяться над романтическим пылом юной Татьяны и деревенскими приемами, что можно с трудом сдерживать слезы над умирающим Ленским и тяжелым решением главной героини. Не можете представить? А именно так труппа Туминаса играет этот спектакль. Актеры вовлекают зрителя настолько, что он по-настоящему проживает эту историю. Постановка получилась поразительной за счет множества факторов. Это и танцевальный класс народной артистки России Людмилы Максаковой, точнейшим образом передающий поведение героев массовых сцен; и неожиданный антракт (перед «сном Татьяны»); и великолепная игра актеров, с которыми занималась отдельная группа педагогов по сценической речи, актерскому мастерству, пластике; и музыкальная составляющая произведения, созданная заслуженным деятелем искусства Татьяной Агаевой. Режиссерское видение спектакля удивило актерским составом. Например, Евгения Онегина играли двое актеров одновременно, один из которых оказался ни больше ни меньше как Сергеем Маковецким. Кроме того, в труппу была приглашена народная артистка СССР Юлия Борисова, исполнявшая «Сон Татьяны». Но, пожалуй, главное, что сделало этот спектакль настоящим чудом – это соответствие пушкинскому видению. Ведь когда поэт создавал письмо Татьяны, он специально пользовался романтическим набором штампов, не воспринимая всерьез чувства юной героини. И эти «страдания неразделенной любви» были точно переданы Евгенией Креуджи, исполнявшей главную женскую роль. Финал же пушкинского произведения исключительно серьезен и трагичен, что также было полностью отображено на сцене. Сложность соответствия авторскому тексту заключается в необходимости «не перегнуть». Хорошо помнить, что Александр Сергеевич писал не трагедию или водевиль. Труппа Римаса Туминаса полностью справилась с этой задачей, и автор статьи, конечно, не профессиональный критик, но считает, что постановка заслужила получение «Золотой маски» по всем имеющимся номинациям. Сейчас многие деятели искусства говорят, что театр переживает не лучшие времена, что после золотого состава советских актеров не появилось достойных наследников и так далее. Иногда, разглядывая экспериментальные театры и отдельные постановки, хочется с ними согласиться. Но это не так. Российский театр процветает, и данная театральная картина живой тому пример.Текст: Василиса Владимирская
Фотографии предоставлены организаторами спектакля