Так, нам нужен теперь веселья честного апофеоз Светлее лица, другу поверь, расширем круг, и не сдерживать слёз Руку другу дружно подай и дружно руку чужую возьми Дальше проще — делай раз, делай два, делай три!
Н.Е. Гусев, группа «АВИА»
Частенько в музыкальной прессе, да и просто в разговорах о том, откуда у нынешних рокеров растут руки-ноги, всё заканчивается многозначительной фразой: «Это уже было сыграно в великих 70-х, всё родом оттуда». Вот и про русский рок некоторые нет да и скажут: «Всё самое оригинальное и талантливое было в 80-х в Ленинградском рок-клубе». Сомнительные утверждения, на мой взгляд, но для этого есть много оснований. Н.О.М. - точно основание, да ещё какое! Наши герои не собирают стадионы, купить их диски и раньше было трудновато, ну а публика... Поклонники Н.О.М.а люди ну очень своеобразные, неистово любящие и преданные. Так и вертится на языке расхожее: «Нас мало, но мы в тельняшках». Почему этих самых поклонников так мало, объяснять не очень то и хочется. Сумасшедшею эстетику и абсурдный, грубый юмор группы каждый понимает исключительно по-своему. Для меня это вызов гопникам и быдлу, дешёвым эстетам и жирным буржуям. Музыка Н.О.М.а стирает серые будни, ломает штампы, поднимает настроение, в конце концов! Уходы, возвращения, и прочие приходы у участников группы требуют, прежде всего, представления состава: Андрей Кагадеев - бас-гитара, вокал, главный конферансье концерта Николай Копейкин - вокал, танцы-шманцы и прочий бардак Дмитрий Тихонов, он же Ливер - всем вокалам вокал, аккордеон Юрий Салтыков, он же Турист - как бы вокал, главный по бардаку Варвара Зверькова - вокал, просто прелесть какая женщина Николай Гусев - синтезаторы и пр. электронные приблуды Виталий Лапин - гитара, в бардаке не участвовал Алексей Зубкерман (как его представил Кагадеев) - балалайка Вадим Латышев - барабаны и пр. стуки, вообще ни в чём не участвовал На месте владельцев клуба «Зал Ожидания» я бы данный концерт сделал своего рода визитной карточкой. Более стильной железнодорожной тематики они не найдут ни у кого. Все участники были одеты, как говорится, с иголочки в форму железнодорожников: водителей локомотивов, проводников и пр. Концерт представлен как театрализованное действие в обычном поезде, с отправлением, остановками и конечно прибытием. «Поезд №27 в страну Рок-музыка отправляется с 5-го пути. Просьба провожающих отойти от края платформы», - объявили голосом Ливера, раздался гудок, шум перестука колёс, и концерт начался, как и было анонсировано, с новой программы «Семеро смертных». Когда Андрей Кагадеев в роли ведущего с пафосно-ироничной манерой представил одну из самых старых песен «Про козла», стало очевидно - аншлага не будет. Ну и пусть, в конце концов, главное качество, а не количество. Постсоветская самоирония и стёб в рабоче-крестьянском стиле конечно не могут зацепить молодое поколение. «Железный Буратино» и «Животные» в зале принимали как старых знакомых, пели наизусть. Под сценой крепкие ребята, явно не «подшитки», затеяли недурственный слэм, что вызывало, мягко говоря, непонимание у другой публики. Турист обратил на это внимание и даже сделал им со сцены замечание. Присутствие «проводницы» очаровательной Варвары Зверьковой безусловно пошло на пользу группе, прежде всего её музыкальной палитре. Её высокий чистый голос разбавил суровые мужицкие басы, а наличие на сцене изящной женщины с немалой долей артистизма украшает любой концерт. «Обезьянья песнь» в её исполнении с хором участников в обезьяных шапках была великолепна. Посреди концерта Андрей Кагадеев предоставил слово начальнику поезда Ливеру, и тот нарочито серьёзно продекламировал следующее: «Не забывайте, вы находитесь на территории бывшего Варшавского вокзала! С Варшавского вокзала уже не идут поезда, А помнится, бывало спешил с багажом я сюда, Там поезд пыхтел на перроне, в далёкий Париж нас вёз С одной остановкою, правда, и сменой вагонных колёс». Тут надо сделать отступление и малость забыть про музыку, которая порой воспринималась всего лишь как саундтрек к театральному действу и различным пантомимам на тему поездки в обычном поезде. Ливер раздавал какие-то книжки публике, как часто это делают глухонемые продавцы на остановках, Копейкин с Туристом были типичными выпивохами в накуренном тамбуре, Варвара улыбчивой и застенчивой проводницей. Погружение в атмосферу полное, я полностью домысливал происходящее, благо опыт в таких путешествиях у меня богатый. «Не все сотрудники нашей бригады являются отличниками производства, к сожалению есть и отъявленные гниды...», - многие в зале стали танцевать под милый вальс «Гниды». Затем было предложено сдать бельё и уходить. Зазвучала «Ты ушла». «Наша бригада вызвала на соревнование другую бригаду, с белорусской чугунки ...», - и грянул «Дикий Койот» Ляписа Трубецкого. «А ещё у некоторых сотрудников бывают неуставные отношения», - в зале раздались овации и смех, всем понятно, что сейчас будет, - «Шесть с половиной процентов зверей, семь процентов людей ...». Ну и особой фуррор произвела «Ария пасечника» Ливера. Не силён я в операх, но мощнейший правильный голос, выразительнейшая мимика, огромная харизма этого человека запомнятся любому на всю жизнь. Про голоса и звук хочется сказать особо — на сцене было шесть микрофонных стоек, и всех было слышно. Само собой, гитара, а порой и бас были эдаким добавлением к электронному звукоряду. Правда, под самый занавес Лапин и Кагадеев устроили-таки угарный гитарный чес. Жаль, что малость обделили всеми любимый "Во имя разума», исполнив на бис лишь «Марш косморазведичков». В конце концов, у группы, регулярно выпускающей альбомы, трудно найти в сете место для всех хитов. Главное, чтоб она находила место и время для концертов.Текст: Алексей Романенко Фото: Максим Петров