Концерт немецкой а капелла метал-труппы Van Canto, клуб Зал Ожидания, Санкт-Петербург, Россия, 15 февраля 2014.
"Появляется все больше доказательств пользы хорового пения. Британские ученые установили, что спокойное и упорядоченное дыхание во время исполнения песен нормализует сердечный ритм и помогает улучшить психическое здоровье."
из материалов агентства "The Telegraph".
Какая связь между всеми известной песней «Don’t Worry, Be Happy» и классикой хэви-метал? Вопрос достойный известной передачи. Ни Бобби МакФеррин, ни Iron Maiden не знали, что появится такая группа, которая сможет воспроизвести насыщенность звука классического металла посредством возможности голосовых связок. И вот что удивительно: выпустив пять альбомов с отличным материалом, с безупречной мелодикой, коллектив попал под стандартный пресс штампа под названием "исполнитель чужих песен". С другой стороны, чему тут удивляться? "Необычное" воспринимается лучше всего в сравнении. Я тоже был отчасти под давлением некоторого стереотипа заходя в зал. Тут не могу не сделать комплимент нашему городу и публике. Казалось бы, всё как обычно - набрался полный зал на европейскую рок-звезду, присутствовали все атрибуты обычного металлического концерта: хаерастые парни, милые дамы, олдовая публика времён начала или конца хард-рока. Но то, что ценителей переложения металла на псевдооперную форму соберётся такое огромное количество, я предположить не мог. Более того, во время концерта меня не покидало ощущение низкого потолка, маленькой сцены. Казалось, что звуку нужно больше места, объёма, воздуха...Пожалуй, первый раз мне придётся употребить банальную фразу: "это надо было видеть". Хотя правильнее будет - слышать. Звук был на высоте. Всё было гармонично. Барабаны, как единственный инструмент, выполняли свою функцию идеально. Фронтальные вокалисты (я так их про себя назвал), делали самое необычное в этот вечер. Никогда бы не поверил до этого, что такое возможно. Уж не знаю, использовали ли они Wah-wah, Distortion или ещё какие специальные примочки, но эффект мощи баса, вкрапления клавишных и рёв ритм-гитары бил в лицо, ощущался кожей, давил на уши. Временами эффект гипнотизма пропадал и я начинал искать источник звука. Настоящего звука. Чёрт! Источники были на сцене. Красивые, уверенные и очень довольные всем происходящим. Что ж, время переходить на личности. Инга... Разве можно не влюбиться в неё с первого взгляда? Ну ладно, это оставим на усмотрение, а вот голос сразу можно было оценить на "Wishmaster", и особенно ярко получилось на "The Awakening". Я не самый лучший ценитель оперных голосов "а капелла", но голос Инги вылетал из общего созвучия, был громче, ярче, не лез в грубоватый мужицкий хор. И в этом вся прелесть, изюминка, которую не хочется сравнивать.
Второй lead-вокалист Деннис Шунке иногда напоминал Эрика Адамса из Manowar в лучшие времена или поздний вариант Ханси Кюрша из Blind Guardian. Да простят меня за нехитрые параллели, но харизма и талант этого артиста рано или поздно перескочат в сольную карьеру.
Но самым харизматичным персонажем всё-таки был Росс Томпсон, отвечающий за так называемый высокий раккатакка вокал, имитирующий ритм-гитару. Рос, благодаря своей яркой внешности, стал самым запоминающимся участником группы. Да и позаигрывать с публикой он тоже не прочь: музыкант позировал фотографам, общался со зрителями, нисколько не уступая фронтменам группы. А вот Штефан Шмидт( который тоже раккатакка, только низкий) выступал в роли конферансье - официальным тоном представлял публике песни и травил всякие байки, зачастую сдобренные лёгким матерком. Хотя сперва я решил, что это вышел какой-то техник сцены - музыкант явно не запаривается на своём концертном одеянии. Именно в данном варианте группа создавала впечатление, не побоюсь загнуть лишнего, семьи. Так у них всё слаженно получалось, по-доброму коллективно. Репертуар не был перегружен пресловутыми каверами. На мой взгляд, очень душевно прошёл именно The Bard's Song - In the Forest . Пение, именно пение публики выделяет этот концерт срели прочих. Был и весёлый "Paranoid" и даже чуть агрессивный "Мaster", а Sabbat-оновский "Primo Victoria" уже давно воспринимается как родная песня Van Canto.. Вероятно лучшая песня группы - "If I Die in Battle" воспринималась так, будто ветер подул в зал, все как то встрепенулись, сотни рук вскинулись вверх. Мне кажется, даже музыканты были чуть удивлены (приятно конечно) такой эмоциональной реакции публики. Это было просто и предсказуемо. Красиво, необычно, но не было ощущения переигрывания. Это я про "Fear Of The Dark" и вечер в целом. Группа, которую скучно слушать в записи и невозможно воспринимать спокойно живьём. Равнодушных в этом зале не осталось.Текст: Алексей Романенко
Фото: Александр Карпов