Французская комедия Франсиса Вебера в постановке главного режиссера театра «Буфф», заслуженного артиста России Михаила Смирнова появилась в репертуаре в этом сезоне, который стал для театра юбилейным.В этот раз режиссер,известный широкой публике скорее как артист «Аншлага», автор популярного номера«Телефонный разговор двух скрипок» и других, обратился к лирической комедии корифея французского кинематографа.
Франсис Вебер - автор сценариев хорошо известных в России фильмов с участием Пьера Ришара и Жерара Депардье. Он - настоящий мастер комедии, ловко балансирующий на грани шаржа и эксцентрики. Его бессменное амплуа - смешные истории о простых людях, которые попадают в несуразные ситуации. Его любимый герой – трагикомичный Франсуа Пиньон, простак, оказывающийся то в одних нелепых обстоятельствах, то в других, но при этом всегда выходящий сухим из воды.
В нашем кинопрокате в 1998 году появилась лента под названием «Вечеринка с придурком», сценарий которой Франсис Вебер написал по мотивам собственной пьесы, триумфально прошедшей по театральным сценам за несколько лет до этого. Главную роль сыграл Жак Вильре, один из лучших французских комиков, которому роль «добродушного идиота» в этой картине принесла премию «Сезар».
В версии театра «Буфф» пьесе было возвращено её оригинальное название «Ужин дураков», намекающее на то, что вообще-то еще неизвестно кто окажется в дураках на самом деле – циники или простаки. Сюжет пьесы ловко закручен вокруг дуэта Пьер Брошан – Франсуа Пиньон, двух противоположных «масок», обыгрывающих вечное противостояние белого и рыжего клоунов.
История начинается с того, что Пьер Бошан (засл. арт России Мурад Султаниязов) собирается на традиционный дружеский вечер, на который он должен привести дурака, чтобы поразить компанию. Тот, чей экземпляр в итоге таких ужинов окажется убедительнее, выигрывает приз. И вот к ужасу своей супруги Элизы (Наталия Мартынова), Брошан с азартом победителя предвкушает очередную забаву, ведь на сегодня у него приготовлен придурок экстра-класса - эталон глупости и ходячая катастрофа. Но не тут-то было, в идеальный план вмешиваются обстоятельства: ссора с женой, больная спина, навязчивые звонки от любовницы и, наконец, появление самого Франсуа Пиньона (Дмитрий Аверин). С этой секунды начинает работать классический прием комедии положений: один счастлив помочь, ничего не понимая, а другой мечтает от него избавиться, лечь в постель и забыть все, как страшный сон.
Очень скоро смешными и нелепыми становятся все участники вечера, которые оказываются связанными друг с другом причудливыми нитями. Вот Пьер Брошан, известный издатель, вот его жена, вот её потенциальный любовник, который оказывается реальным любовником жены налогового инспектора, вот и сам налоговый инспектор, который заинтересован роскошью в доме Брошана, который скрывает свои доходы. И вновь по кругу. Вот любовница Брошана, которую Пиньон принимает за жену и наоборот. Одним словом, сущая неразбериха, которая закручивается благодаря желанию Франсуа Пиньона как можно быстрее разрешить ситуацию.
Любопытно, что дуэт Султаниязов-Аверин уже складывался в спектакле «Ревизор» в постановке нар.арт. России Исаака Штокбанта, в котором Городничий оказывался во власти кружений Хлестакова. В «Ужине дураков» система отношений главных героев во многом похожа, и в финале, между строк словно звучит итоговое: «над кем смеетесь, над собой смеетесь», - появляется выход в пространство трагического, безысходного. И здесь решающую роль играет назначение на роль Пиньона Дмитрия Аверина, который ловко соединяет в себе амплуа неврастеника и способность к буффонаде, гротеску. Его дурак - это неуемный проказник, который ни секунды не может сидеть на месте. Настоящий ребенок, который каждую секунду придумывает новую игру, легко меняет роли и правила. Современный хипстер в модных зауженных штанах, красных кедах и галстуке-бабочке. Человек, для которого безумные идеи, постоянное творчество, свобода самовыражения – жизненное кредо. И вот он вторгается и мир взрослых мужчин, которые пытаются быть рассудительными, надменными, и, конечно, не хотят выглядеть нелепо. Мурад Султаниязов легко бы мог оставить всех остальных участников в своей тени, но сознательно не делает этого, существуя в дуэте и общей динамике. Очень тонко и постепенно он раскрывает своего героя Пьера Брошана. И, конечно же, ироничный циник оказывается ранимым, нежным, любящим, капризным большим ребенком.
Франсуа Пиньон любит петь в караоке (что с радостью и демонстрирует в любую свободную минуту), инспектор Шеваль (Андрей Лёвин) - ярый футбольный болельщик, Пьер Бошан коллекционирует дорогие картины, которые приходится скрывать от налоговой, а соблазнитель Мено (Сергей Михайлов) оказывается звездой травести в местном кабаре. Таким образом, предполагаемый «ужин с дураком» превращается в «разговоры мужчин среднего возраста», в котором каждый участник оказывается достойным понимания и сочувствия.
Михаилу Смирнову вместе с художником Алексеем Улановым удалось придумать удивительно трогательную историю об искренности, любви и понимании. Одним словом, не надо стесняться быть дураком. Пожалуй, это единственный способ познакомиться с собой настоящим.