6 февраля в ДК Ленсовета Светлана Сурганова впервые вышла на сцену не просто как певица, но и как актриса – она сыграла главную роль в музыкально-пластическом спектакле по одноимённой поэме Шарля Бодлера «Плавание» в переводе Марины Цветаевой.
Режиссёр постановки Илья Мощицкий придерживается позиции экзистенциалистов, предпочитавших обходить сюжет стороной, фокусируясь на внутренней сущности каждого человека в отдельности. Главной составляющей спектакля являются стихи и музыка, однако постановку называть мюзиклом отказываются: «Наш спектакль — ни в коем случае не мюзикл». Это единое пространство, в котором взаимодействуют разные формы и жанры. Авторы вновь выкручиваются, говоря, что не хотят вешать ярлыки. Делая что-то без названия, не ставя перед собой рамок, получается гораздо больше пространства для творчества. Но так как не было обрамления, не хватало логической канвы представления, все зарисовки слились в единое шоу из света, звука и текстов. Ни один участник спектакля не имел роли, эта общая безымянная толпа походила на большой корабль, мчащийся по волнам бодлеровских мрачных, но мятежных строк.«В Цирцеиных садах дабы не стать скотами,
Плывут, плывут, плывут в оцепененье чувств…»
От классической сюжетной линии создатели спектакля отказались, оставив на поверхности лишь темы произведения Бодлера – путешествие человека и человечества, стремления юности, жажда неведомого, ведь именно они оказались близки и созвучны песням Сургановой. По словам самой певицы, в результате у создателей получился «серьезный поэтический микс». Но не только стихи французского поэта вошли в инсценировку – со сцены в виде монолога или песни можно было услышать стихи Иосифа Бродского, Марины Цветаевой и Осипа Мандельштама, а также оригинальные песни группы «Сурганова и оркестр». Спектакль имеет три основных составляющих. Первая - это сама Сурганова, которая, как она сказала, является скорее не персонажем, а проводником между поэзией Бодлера и зрителями. Вторая составляющая – это оркестр, скромно примостившийся по бокам на заднем плане. И, наконец, третья – это свыше десятка молодых артистов разных жанров «с образованием или без». Именно так были озвучены требования к артистам на кастинге, который стартовал 1 декабря 2013 года. Таким образом, в целом подготовка к спектаклю заняла около двух месяцев – довольно сжатые сроки, в которые огромному количеству участников пришлось нещадно попотеть, торопясь успеть к заявленной дате. Что говорить о Светлане и о музыкантах? С ног сшибающие музыкальные аранжировки, подготовленные композитором спектакля Дмитрием Саратским, создали не спектакль в полной мере, а концерт. На выходе получилось отличное шоу, яркое и запоминающееся, любимые песни, знакомые мелодии, но пришедшие увидеть актерскую игру зрители её точно не увидели. Для молодых артистов этот спектакль был хорошей стартовой площадкой, если учесть то, что в отборе мог участвовать любой. Их имена не напечатаны на афишах и не вывешены на сайте, все возможные носители информации пестрят именем певицы, а они как будто остались не у дел, безызвестные, но талантливые. Если говорить начистоту, то Светлана Сурганова – только певица, но не актриса, как было заявлено на афишах. Вся её пластика замыкалась на её концертном образе, она не перевоплотилась и не воссоздала на сцене ничего нового, она была самой собой, но в театральном мире это нельзя назвать комплиментом. Что касается технической составляющей, то и здесь не вышло без накладок. Проблемы с микрофоном возникли с первых же слов Сургановой, и после короткого монолога занавес пришлось закрыть и начать заново. Актёры, решившие, видимо, «выложиться по полной», надрывались в свои микрофоны, что есть мочи, но ведь у них-то они работали! Поэтому, хоть эмоции и зашкаливали, не стоило так напрягать связки - измучили и себя, и зрителей, потому что микрофоны в ответ на надрывное пение начали усиленно фонить. Согласно классике сценического движения, актёр не должен становиться спиной к зрителям, если только это не определённая задумка, сценическая ситуация. В этом спектакле – это была, конечно, задумка, но не совсем понятная. Добрая половина миниатюр вынуждала молодых артистов поворачиваться к залу спиной, что было не очень оригинально и совсем не эстетично. И, наконец, манекены, с которыми на протяжении всего представления взаимодействовали актёры – это глубокие метафоры или просто ничем не оправданный сценический ход? Если всё же последнее, то направлен он только на эффектность и создание своей личной «фишки». В целом, как шоу «Плавание» имеет место быть и даже должно быть. К театру это, конечно, не имеет никакого отношения, но как самобытный проект может иметь успех. Многим поклонникам Светланы Сургановой так хотелось увидеть её в этой ипостаси, да и сама она давно мечтала сыграть в театре, поэтому эта возможность стала интересным и ярким экспериментом для неё и для всех участников спектакля.«Смерть! Старый капитан! В дорогу! Ставь ветрило!
Нам скучен этот край. О Смерть, скорее в путь!
Пусть небо и земля – куда черней чернила,
Знай – тысячами солнц сияет наша грудь!
Обманутым пловцам раскрой свои глубины!
Мы жаждем, обозрев под солнцем все, что есть,
На дно твое нырнуть – Ад или Рай – едино! —
В неведомого глубь – чтоб новое обресть!»
Текст: Екатерина Приклонская
Фото: Александр Карпов