Текст: Екатерина Куценко
Отцы и дети по-американски. «Небраска».
Предложение снять фильм «Небраска» поступило Александру Пэйну еще в далеком 2002 году, но съемки картины откладывались на неопределенные сроки в связи с занятостью режиссера другими проектами. Премьера киноленты состоялась 23 мая 2013 года на Каннском фестивале, а после, в сентябре того же года, поступила в широкий прокат. В 2014 году фильм удостоился шести номинаций на премию «Оскар»: лучший фильм, лучшая женская роль второго плана (Джун Скуиб), лучшая режиссёрская работа (Александр Пэйн), лучшая мужская роль, лучшая операторская работа (Федон Папамайкл), лучший оригинальный сценарий (Боб Нельсон). До этого кинолента уже успела получить несколько наград, таких как приз Каннского фестиваля за лучшую мужскую роль (Брюс Дерн), две премии Национального совета кинокритиков США и две премии «Спутник».
Один из главных героев Вудроу Грант, страдающий алкоголизмом человек преклонных лет, на закате жизни получает письмо, в котором говорится о том, что он выиграл миллион долларов. В первой сцене фильма мы видим, как Вуди идет по пыльному шоссе в сторону Небраски, дабы забрать свой законный выигрыш, совершенно не подозревая, что «письмо счастья» оказалось банальным спамом. Вуди не останавливают упреки супруги и косые взгляды окружающих его людей, ровно также его не смогли остановить доводы младшего сына Дэвида, который в итоге отправляется в путешествие до Небраски вместе с отцом, чтобы «забрать» свой миллион. Сюжет прост и незамысловат, но истории людей, что встречаются на пути Вуди и Дэвида определенно заслуживают внимания.
Особо отметим персонажа Уилла Форте – Дэвида Гранта. Давно повзрослевший сын имеет множество претензий к своему отцу, но в нем не чувствуется осуждения - Дэвид принимает Вуди таким, какой он есть. Сын желает отцу счастья, хочет не беспокоиться за него, поэтому когда ситуация становится критичной, именно Дэвиду приходится брать все в свои руки. Проблема отцов и детей никогда не исчерпает себя но, что удивительно, в «Небраске» она раскрывается без особого драматизма, без ярких плюсов и минусов, где каждый может поставить себя на место и Вуди, и Дэвида.
По ходу развития сюжета понимаешь, что несколько дней способны перевернуть представления человека о ценностях вверх дном. Если в начале Вуди страдал из-за семьи, особенно ему доставалось от супруги Кейт, и стремился встретить своих давнишних друзей в городе, откуда он был родом, то в развязке фильма видим, что именно эта самая надоевшая семья защищает Вуди от тех "давнишних друзей". Нельзя не отметить сцену, где Кейт парой крепких словечек ставит на место кузенов Вуди, позволивших себе много лишнего в адрес брата. Несмотря на то, что ворчливая Кейт непрерывно давит на Вуди, именно она первая встанет на его защиту там, где даже их крепкие сыновья не могут справиться.
«Небраска» не претендует на особую оригинальность, не несет в себе скрытый смысл, над которым нужно задумываться, не пытается покорить зрителей всех возрастов и сословий, но, несмотря на это, именно такие сюжеты сохраняются в памяти, оставляют после себя приятное послевкусие и удовлетворенность от времени, потраченного не зря . Отличный сценарий трагикомедии с хорошо прописанными диалогами вызывает самые разнообразные эмоции, от смеха до сочувствия, так же, как и высокий уровень режиссерской работы, где Александр Пэйн решил сосредоточиться исключительно на семейных и людских отношениях. Черно-белые пейзажи, что стараниями оператора показывались всегда к месту, дабы зритель смог переварить предыдущую сцену. Саундтрек, в котором чувствуется дух Америки, и, безусловно, органичные актеры. Последним хочется верить, за них хочется болеть и переживать.
Финальный аккорд фильма не ставит точку, конец остается отчасти открытым. Неизвестные для большинства зрителей актеры, субтитры, черно-белая картинка – все это не мешает окунуться в судьбу отдельных людей, где жизнь показана длинным шоссе с множеством остановок, но не каждая остановка прията. Все так, как и должно быть в реальности. Трогательная, местами веселая, местами лиричная «Небраска».