Я помню, когда услышала Аукцыон впервые. Это была пара по истории искусств. Я спрашиваю у Ани: «что ты слушаешь?», на ней были смешные белые наушники, а она даёт мне их, эти наушники, и говорит: «Аукцыон, знаешь таких?».
Я возненавидела её с первого взгляда. Аню, не песню. Она постоянно улыбалась своим огромным ртом и роняла карандаши – делала сразу две вещи, которые выводят меня из себя. Я тогда тусовалась со злыми панками, мы пили водку и слушали the Exploited, и это жизнерадостное нечто резко входило с диссонанс со всем остальным в моей жизни. Нелепая, тощая, с высоким громким голосом. Спустя несколько дней после знакомства неожиданно для себя я осознала, что мы с ней не расстаёмся.Тогда в наушниках я услышала «седьмой, седьмой, отвечай, седьмой, я тебя не слышу…» и Земля будто бы резко обессилела в своём притяжении. До тех пор я не слышала ничего подобного, музыка для меня делилась на Голубой огонёк, классику, панк и грайндкор. Всё остальное было белыми пятнами на карте музыкальных предпочтений. И вдруг невероятные завывания Фёдорова ломают стереотипы и заставляют «мурашки» танцевать чечётку на моей коже. Спустя столько лет, Аукцыон остался для меня группой одного альбома. «Птица», которую записала мне на диск Аня, намертво впечатала свои тексты мне в мозг, но остальное творчество проходит где-то на уровне бокового зрения.
С Аней мы практически не общаемся уже два года. Случается, я отправляю ей открытки, прошлой осенью она позвала меня на тусовку-попить-портвейн, но я отказалась, скучно. Понадобилось шесть лет, чтобы дойти до живого концерта группы, а они как наша дружба – замечательные, но в прошлом. Аукцыон выступают с графиком рабочих на заводе. Львиная доля гонорара Олега идет на постройку арт-клуба "Гаркундель". Буквально за пару месяцев до этого концерта в Космонавте они выступали то ли в Зале Ожидания, то ли на аналогичной площадке. Тем не менее, клуб довольно-таки заполнен. Я задаю себе вопрос: кто эти люди? Кто ходит на концерты Аукцыона? Ответ неоднозначный, да и не может быть таковым. Женщины среднего возраста, дети с родителями, безумные, молодёжь с творческим блеском в глазах, панки, лесбиянки, инвалиды, мужики с красными от алкоголя рожами – всех их объединяет одно, консервация во времени."Аукцыон" действительно очень похожи на большую трёхлитровую банку с латунной крышкой, которая артистично пылится на антресоли – ещё одном анахронизме. Хорошо это, плохо ли – но они не меняются. Гаркуша в промежутке между третьей и четвёртой песней читает своё стихотворение «ложатся краски на холсты…», которое написал в далёком 1980-м году, «когда был молод и красив», а зал хихикает. У Олега Гаркуши день рожденья, а кажется, что он родился старым.
Те песни, что я знала: «Птица», «Седьмой», «Всё вертится», «День победы» и наконец «Спи, солдат» - звучали ровно так же, как и на студийной записи. Это было приблизительно то же самое, как если бы мой плеер внезапно отрастил ножки, ручки, надел сверкающий пиджак и начал разговаривать со мной уменьшительно-ласкательным сюсюканьем. Жутковато и грустно. Остальные же песни, которые не удалось идентифицировать, показались звуковой кашей с примесью наигранной истерики.Как бы там ни было, дедули добросовестно отскакали на сцене полных два часа. Гаркуша так разгорячился, что даже снял свой знаменитый пиджак под конец выступления, обнажив белоснежную рубашку и костлявые запястья.
Финал действа в Космонавте оказался ещё плачевнее, чем ожидалось. После «солдата» группа ушла, а на сцену вышел работник клуба (или кто он там, спонсор, может быть) и принялся разыгрывать сертификат на пиво. «Группа очень устала, поэтому на бис не выйдет». Удивительный коллектив, с фронтменом, который вопит и дудит в свистульку из конфеты, когда вокалист скромно скачет в левом углу сцены, и целым духовым оркестром – АукцЫон выглядит в точности, как авангард, но считаться таковым уже увы, не может. Тридцать лет делают авангард криком сумасшедшего, который тонет в воображаемом болоте. Пять лет назад пьяные, мы с Аней лежали на полу в моей квартире и кричали «Спи, солдат!». Вчера его кричал Фёдоров, но только зря срывал голос.Текст: Саша Никитина Фото: Александр Карпов
Теперь по поводу болота и в нём утопающих. Уважаемая Саша. Я вот не силён во фри-джазе, неидиоматических импровизациях, сплавах пост-панка и ещё чёрт его знает какого свинга. Ну не моё это, мне кое-что попроще, типа AC/DC подавай. Но «звуковой кашей» запросто назвать блюдо, которое мне кажется не по-вкусу никогда не буду. Музыка у «Аукцыона» очень сложна для восприятия (особенно если слушатель вырос на одном альбоме «Птица»). Я сам раз еле досидел до конца только из уважения к имениннику. Да и концерт, судя по исполняемым хитам, вполне ещё приличный был. А по-поводу дедуль… что тут сказать? Я давно и нудно слушаю это самый рок и только когда увидел одного дедулю с сигаретой в зубах кое-как перебирающего струны, понял, что такое на самом деле значит этот мать его рок. Дедулю звали Кейт Ричардс. А вообще у вас очень клёво получилось!
После прочтения данного материала, становится очевидным — Надо открывать новую рубрику, под названием, типа…эээ…- «Жизнь простых людей под замечательную музыку». Просто здорово, свежо, естественно! Сразу увлекаешься историей про двух юных девушек. Напрочь забываешь про эту консервную банку с дедулями под названием «Аукцыон». Одно ужасно, но эта претензия скорее к фотографу: «Я не понел, а хде дэвушки? Хде Аня с огромным ртом и карандашами. Куда, зараза, спрятал Сашу с портвейном? На худой конец, почему в фото материале нету всех выше перечисленных лесбиянок с краснорожими мужиками? Тебя зачем на концерт пустили, фотохраф? Чтобы костлявого дедулю фоткать?» Непорядок, будем разбираться…