«А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?»

«А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?»… Режиссер Максим Диденко сыграл ноктюрн Маяковского и на водосточных трубах, и на деревянных палках, и целым оркестром студентов театральной академии курса н.а. Анны Алексахиной. Можно уверенно (в стиле самого Маяковского) заявить, что спектакль «Флейта-позвоночник» в Театре им. Ленсовета – это стопроцентное попадание.   маяк Как нужно говорить о Маяковском? Так, как о нем говорит Диденко - с гремящей музыкой, со стуком молотков, с красным революционным цветом, с суровым пронизывающим взглядом, на контрасте плавных и угловатых движений. Театр им.Ленсовета превратился в площадку, кричащую голосомпоэта-футуриста. В атмосфере витает дух протеста, надрыва, вызова. Что такое Маяковский? Это разрыв привычных порядков. Это сила, энергетика, выплескивающаяся через край. Так и спектаклю о Маяковском в пространстве малой сцены тесно. Спектакль выполз прямо ко входу, высунул головы из гардеробной стойки, растекся по перилам лестницы в образе девушки с перевязанным красной тканью лицом (Тоня Сонина). Он голосом Галины Кочетковой диктует свои условия, не пуская в зрителей в зал, заставляя ждать определенную команду. unnamed (1) Зрителей ведут по лестнице, заставляют смотреть то вниз на самоубийство Маяковского, то наверх – чтобы вовремя убрать голову от летящих сверху плащей. Никто не знает, что будет дальше, никто не знает, куда его ведут. А ведут в кабаре, созданное в фойе перед входом в зал. Тут зрителя встречает смесь всего, что смешивать, казалось бы, нельзя – сам Маяковский, Арлекин и Пьеро, товарищ Сталин, восседающий в своем кресле и самодовольно читающий мораль "Что такое хорошо, что такое плохо", известный любовный треугольник Лили Брик, Осипа Брика и Маяковского, сделанный в виде пантомимы. Все это сопровождается практически непрерывным музыкальным потоком. Артисты меняются музыкальными инструментами, передавая их по кругу точно эстафетную палочку. В каждых новых руках один и тот же инструмент звучит по-новому, но обязательно ярко и уверенно. Произведения Маяковского читают на все лады: хором, по одному, нараспев, речитативом, под музыку, в тишине, шепотом, криком. Читать их одинаково - бессмысленно. А так по-разному экспрессивно – в самый раз. vfzr2 В зрительный зал гости попадают только на третьем этапе пути по миру Маяковского, после шествия по лестнице и присутствия в кабаре. Эта заключительная часть, названная в программке «Рай», сыграна практически без слов. Лишь в финале звучат строки из «Флейты-позвоночника». И, точно иллюстрируя произнесенное, Маяковский оказывается гвоздями приколочен к бумаге. Марк Овчинников, исполняющий роль Владимира Маяковского, – как связующее звено, центр всего этого хаотичного и сумасшедшего мира. Кажется, все, что происходит на сцене, в фойе, на лестнице – это тот внутренний мир поэта, выливающийся в поэзию. И в спектакле он с важным видом хозяина, обходящего свои владения, появляясь во всех сценах, то участвуя, то присутствуя, то, как бы, наблюдая со стороны. unnamed Поэт спускается с балкона по лестнице вниз головой, шляпа быстро скатывается по ступенькам и падает на пол. Перевернуть этот мир вверх дном – в этом весь Маяковский. Он идет по круглым деревянным палкам, каждым шагом отбрасывая их назад. Он падает в объятия огромного красного тряпичного человека и через секунду вступает с ним в борьбу. Это и его борьба с обществом, и его сопротивление миропорядку, и вечная борьба Маяковского-поэта и Маяковского-человека. Кричащий дух Маяковского во всем - в музыке, в намеренно громком звуке шагов, в свете, озаряющем сцену то холодящимсиним цветом, то ядерно-красным. Текста практически нет, третья часть – это и пантомима, и пластический театр, и театр танца. unnamed (2) Маяковский удивляет, Маяковский шокирует. Максим Диденко ни на секунду об этом не забывает, каждая новая сцена его спектакля – это шок. Обнаженный Маяковский ходит на пуантах и прыгает на колени к Сталину. Сам Сталин распевает арию Ленского: «Куда вы удалились от меня». Постоянно появляется человек с чемоданом на голове. Актеры перемещаются, поставив одну ногу в ведро с водой. Лиля Брик предстает с замотанным красной лентой лицом, которую лишь под конец раскручивает Маяковский, сам путаясь в ней. Все это краски, которыми Диденко рисует картину футуристического мира. unnamed (3) Форма физического театра, оказалось, подошла Маяковскому как нельзя лучше. Маяковский – это что-то выходящее за все рамки, за все жанры. Для  сценической прорисовки поэта-футуриста важны именно эмоции, проживание, самовыражение, поток мыслей – то, что как раз и дает физический театр.  

Текст: Яна Чичина

Фото: Юлия Кудряшова

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения