Если песня старая и не стареет, значит это фолк.
Лауреаты премии Оскар братья Коэны выпустили фильм, снятый по мемуарам фолксингера Ван Ронка «Внутри Льюина Дэвиса», снискавшего успех среди жюри Каннского кинофестиваля, удостоившего картину гран-при. Дэйв во всем докапывался до сути. Будто у него имелся неограниченный запас яда, которого мне хотелось отхлебнуть. И без него никак – так говорил о Ван Ронке Боб Дилан, называя его «королем улицы». Дейв действительно привнес оригинальное звучание кантри-блюза в городскую среду. Осенью 1957 состоялось его первое выступление, тут же получившее похвальный отзыв. После записи пластинки на самой Folkways Records, все дороги в будущее для Дейва оказались открытыми. Артиста активно приглашали на различные фолк-фестивали, он выступал перед аудиторией и издал альбом «Inside Dave Van Ronk». Именно такого Дейва и увидел впервые Боб Дилан. Реальную биографию Ван Ронка режиссеры не стали перекладывать на сюжет фильма, создав вымышленного персонажа Льюина Девиса и придумав для него альтернативную судьбу. По сюжету Льюин вынужден кочевать от дома к дому, в то время как его друзья Джим и Джин договариваются о выступлении Дейва с ними в программе. Льюин с презрением относиться ко всем направлениям музыки за исключением фолка, и у него вечно нет денег, даже на пальто. Фильм начинается с приятной фолк-композиции «Hang Me, Oh Hang Me», ее исполняет сам Льюин. Зал, публика, тусклый свет – он поет «all around this world»(«все вокруг в этом мире»). Эта песня, как и дублированный эпизод, войдет в кольцевое построение фильма, повторившись два раза - в начале и в конце картины, композиция подчеркнет основную идею фильма и задаст нужное настроение. После концерта герой просыпается в квартире своих друзей, а выйдя из дома, вынужден будет взять с собой и кота, выбежавшего вслед за ним. С этого момента и начинаются скитания Льюина и рыжего кота по имени Одиссей, сначала совместные, а потом и по одиночке. Однако, Одиссей в итоге отыщет путь домой (возможно имя к тому обязывает), а Льюин так и не сможет найти свое место, и в итоге в жизни героя все вернется, как поется в песне, на круги своя. «На пластинках он звучал изумительно, но лично оказался еще прекраснее», впечатление Боба Дилана от Дейва Ван Ронка нисколько не совпадает с впечатлением, производимым героем Оскара Айзека, известного по ролям «Мы. Верим в любовь», «10 лет спустя» и «Эволюция Борна». Преображение же Льюина в глазах зрителя происходит лишь, когда он исполняет свои песни, в основном же он не вызывает схожих с дилоновскими чувств. Джоэл и Итан Коэны, в арсенале у которых уже по две оскаровских статуэтки за фильмы «Старикам тут не место» и «Фарго», на сей раз показали на экране историю не становления, и даже не поиска себя артистом, так как музыкант уже зрелый, а череду разочарований, неудачных попыток пробиться в мир шоу-бизнеса, чтобы, в конце концов, герой осознал насколько бессмысленно все то, чем он занимается. В фильме свои роли исполнили такие звезды как Джастин Тимберлэйк, Джон Гудман и Кэри Маллиган, хотя их участие помимо признанного таланта, обусловлено скорее всего еще и громким именем. Все мы помним Кэри в роли утонченной Дейзи в «Великом Гетсби», но на сей раз Маллиган пришлось забыть обо всех хороших манерах и изысканной речи. О судьбах героев в фильме говорится полунамеками, режиссеры намеренно скрывают от нас образы, оставляя лишь тени прошлого, по которым мы можем строить догадки, какие же скелеты в шкафу или в чехлах от гитары скрывают герои, чьи характеры и судьбы так и не раскрываются на всем протяжении картины. На фильм не стоит идти тем, чье отношение к фолку ниже уровня нейтрального, так как обилие музыки в этом стиле, пожалуй, чуть ли не единственный, но достойный плюс картины для тех, кто ее любит. Это была целая эпоха, эпоха 50-х, век блюза, фолка и винила, время, когда музыка действительно была важнее материальных благ, время, когда творилась история, история великих музыкальных открытий, зарождавшихся на сцене Гринвич-Виллидж. Но вряд ли все это вы найдете в фильме Коэнов.Текст: Ульяна Дорохина