«A la guerre comme a la guerre»
(На войне как на войне)
Крылатое выражение (франц.)
Выступление группы Sodom, 24/01/2014, Зал Ожидания
Металлическая музыка тоже несёт свой «злой» посыл, который редко когда
доходит до обывателя, евро-интеллигента, любителя обычной попсы и нарко-электронного веселья. Жаль, они не знают: есть группы и кроме U-2, которые поют антивоенные песни и не задумываются о международных премиях. Некоторые музыканты идут по другому пути, более того, для них это является основным творческим кредо. Речь пойдёт о самой «милитаризованной» немецкой группе. Музыка группы проста, местами просто неказиста, прямолинейна, не терпит никаких экспериментов, ужасно консервативна. Чтобы понять, откуда растут её ноги, рискну нафантазировать следующую картину: Lemmy Kilmister родился лет на двадцать позже, фанател по малолетству не от Beatles, а от Alice Cooper, стал гитарным техником не у Джимми Хендрикса, а у Тони Айомми. Боюсь Motorhead он бы не родил, вернее он бы конечно появился, только назывался бы SODOM, и стилистика металась от жёсткого кроссоверного панка до дэт-метала. Именно этот стиль и называет Tom Angelripper как Sodom-мистический трэш. Уж не знаю, в какую траншею он зарыл свою мистику, но боезапасов у него хватает и по сей день. Предпоследний альбом 2010 года «In War And Pieces» критика признала одним из лучших за сорокалетнюю (!) историю группы. Если бы я писал превью к концерту, точно бы отсоветовал выступление такой группы даже любителям тяжёлой музыки. Это вам не Metallica - ни капли движения, однообразное рубилово, стоят, как вкопанные на сцене, два вполне пожилых дядьки, а ведь и звук может быть дрянь, тогда точно все песни слипнутся в один кусок металлолома. Ну, кому это может быть интересно? Лично меня до сих пор удивляет интерес многих слушателей к практически мёртвому, но упорно живучему стилю – классическому немецкому трэш-металу. Честно говоря, и Kreator, и Destruction до сих пор составляют сильную конкуренцию SODOM. Тем, кто видел и слышал, или не смог этого сделать и посвящается следующий разбор «военных» действий группировки SODOM. Состав: - ветеран, самый долгоиграющий гитарист в группе - Bernd "Bernemann" Kost, начиная с незабвенного «Til Death Do Us Unite» 97-го года; - опытный солдат, новый барабащик - Markus "Makka" Freiwald, отметился на последнем альбоме, по разным данным бывший участник Alastis, Despair, Lacuna Coil, Moonspell, Rotting Christ и даже союзнической группы (смех смехом, а по-другому и не назовёшь) Kreator; - главнокомандующий - Tom Angelripper (без коммент.) Учитывая технические возможности нашего времени, глупо удивляться лавине мощного звука в любых клубах, и практически не важно сколько там компьютеров или, страшно подумать живых людей. В данном случае нам представляют каменный век. Бас, гитара и ударные звучат живьём, грязно, сыро, и ещё раз повторюсь - они живые! Разве что бас чуть менял тональность. Вопреки ожидаемому, SODOM начали с "My Final Bullet", без интригующего акустического вступления конечно не обошлось. Ну а дальше полетели снаряды: Outbreak of Evil, M 16 и т.д. Теперь обязательно надо упомянуть о простых рядовых, т.е. о публике. Содомы к нам заявляются регулярно, начиная с 2010-го, тем не менее, в зале плотная толпа. Вернее не просто толпа, а настоящие фаны тяжёлой музыки. В самой правильной их концентрации, которую никогда не увидишь ни на концертах, к примеру, Iron Maiden или тем более, извините за выражение, Арии. Вот они то и устроили настоящий драйв, такой стэйдж-дайвинг можно смело в вносить в классику стиля. Перед сценой толпа кипела, фаны носились по кругу, прыжки со сцены были как театральны, так и жёстко натуральны. Страшно было смотреть вокруг: кто-то улыбается, вот этот орёт как на дыбе, эти сцепились в драке, а здесь и так ясно - "пляска св. Вита". Я, конечно, приукрашиваю, но со стороны это выглядело для обывателя жутковато. У меня было ощущение середины 80-х, будто я оказался свидетелем тех, жуткого качества, видеозаписей, которые группы уровня SODOM включают в свои хронологии. Наверняка это странно прозвучит для некоторых "любителей живой рок-музыки" - именно такие группы до сих пор играют настоящий thrash, metal или просто rock. Кто только не играл гениальные песни Lemmy. Не счесть их числа, но только единицам удалось вложить в них свою силу, скорость и сохранить своё лицо, свой неповторимый драйв. "Iron Fist" взорвался посреди концерта, эффект картечи имел место, наиболее подпеваемая песня и это понятно почему. Бывает и такое, кого-то утомляет, как ни крути, однообразный трэш. А вот тут у Тома всегда есть весёлый козырь- Ausgebombt. Жаль вот только не было "Fuck The Police", зато было бомбометание в виде "Agent Orange". Лично мне всегда нравилось естественное нутро SODOM , без всякой примеси death-metal, которое постоянно проскальзывает на альбомах. Тут всё чисто, ну разве что устрашающий вокал Тома и чересчур низкий настрой его незабвенного баса. Может я уже был в состоянии видеть жуть, где её не было, но подсветка на "Proselytism Real" была практически театральной, утробный рык Тома, тягучий вязкий риф... В наше время напугать публику даже всякими фокусами сложно, но атмосферу Содомы накинули зловещую. Отдельно про Тома: стройный, активный, сказать по правде, совсем не стоячие мужики оказались, и бас довольно прозрачно-техничный. Ему в феврале перевалит за 50 лет, учитывая все его проекты и регулярную стрельбу альбомами из главного калибра Содома, дай бог всякому такую творческую плодовитость. Смеха ради расскажу один эпизод. Мой коллега, довольно моложе меня и воспитанный на совсем другой музыке под конец трудного для него концерта спросил: "Как вы различаете эти, типа, песни?". " Да запросто отличаем, вот, к примеру, очень мелодичная песня сейчас исполняется - "Blasphemer", никогда не спутаешь". Ну и под конец Том действительно удивил. Прямо на сцене, в перерыве между песнями снял майку и одел… кто бы мог подумать! – майку последнего проекта Кости (Тролль Гнёт Ель) - Оркестръ Тролля. Гимн мёртвым, самая мрачная песня о "прелестях войны", простая правда о человеческой бойне - "Remember The Fallen", что не удивительно, всегда становится главным апофеозом концерта. Скоростной, забойный "Stalinhagel" ждал продолжения, причём классического. А вот и нет. Если честно, то исполняемая последнее время "In War and Pieces" как открывалка, и в конце мощно ложится. Также ложится в сточную канаву мнение о трэш-метале, как о мёртвом стиле. Туда же можно закопать закон о модной музыке, и кто и какие должен посещать концерты. И пока мы живы, пусть грохочет только SODOM.Текст: Алексей Романенко