Текст и фото: Ольга Елисеева
«Как это прекрасно, когда кто-нибудь кого-нибудь любит…»
Безысходность. Глухота. Фразы как мячики - посланные в один конец, но не подхваченные, не отбитые и оттого упавшие, провалившиеся в пустоту. Минутные удовольствия как отчаянная попытка найти «свою усладу». Всё это – о спектакле «Я люблю тебя, К.М», премьера которого состоялась в январе на сцене площадки "Скороход". Эта постановка – свободный поток ассоциаций с кинокартинами Киры Муратовой. Иначе говоря, это спектакль о потерянных людях.
«Как это прекрасно, когда кто-нибудь кого-нибудь любит…»
«Нет, не любит».
Вопрос без ответа? Или ответ без вопроса?..
Сценическое действо спектакля состоит из бессвязных эпизодов, навеянных творчеством Муратовой и сводящихся в основном к теме отчуждения. Есть ли какая-нибудь возможность связи между разрозненными людьми, стоящими на периферии Бытия? По-видимому, нет. Ведь показанные в спектакле герои, существуя на пространстве сцены, вибрируют будто бы на совершенно разных частотах, и нет ничего, что могло бы сделать их созвучными друг другу.
И раз уж у персонажей нет душевной близости хоть с кем-нибудь, то им остаётся только жевать – как это и делала одна из героинь спектакля, с подчёркнуто прожорливым удовольствием жующая сэндвич из «Subway», чем вызывала у зрителей и у меня в том числе стойкое отвращение.
Этот спектакль об одиночестве и бесплодных попытках, о Сизифовом труде, когда герой несёт суму с горохом, который постепенно высыпается, но он, будто бы не замечая этого, продолжает брести… Куда? Зачем? Под конец он взрывается мерными, но яростными ударами по игрушечному барабану, а безымянная героиня отчаянно поёт-кричит что-то в микрофон.
Рассыпать горох, собирать горох, жевать бургер – набор бессмысленных, бессвязных действий, пугающе напоминающий человеческую жизнь. Происходящее на сцене начинает навевать фильм «Шапито-Шоу», где цирковой номер – единственная возможность высказаться.
И всё же, на мой взгляд, спектакль не «выстрелил». Для глубокого размышления он был слишком бессвязен и больше напоминал не очень продуманное шоу, направленное на то, чтобы шокировать зрителя, не более.