«Гроза нужна, чтобы мы с тобой чувствовали…»

"Грозу" А.Н. Островского, прочитанную каждым школьником классе в седьмом, студенты СПбГАТИ при Театре им.Ленсовета вывернули наизнанку во всех смыслах этого слова. Получился у них не последовательный рассказ истории, а перемешанные сцены пьесы, наиболее раскрывающие все переживания и чувства персонажей. Спектакль даже имеет отличное от пьесы название: «Как же я могу тебя погубить, если я люблю тебя больше жизни».  image  Декораций на сцене практически никаких. Изначально по периметру сцены были разбросаны стулья, стол, клеенки, музыкальные инструменты, которые были использованы позднее. В основном все действие происходит в центре сцены, высветленной из окружающей темноты, из которой и появляются актеры . Поэтому все окружающее осветленный центр – не важно. Важно лишь то, что говорит и чувствует актер, а не то, что вокруг него. По этой же причине нарядные узорчатые платья, пышные юбки, кринолины, соответствующие эпохе, оставлены в костюмерной. Актеры остались верны черно-белому строгому стилю, который встречается уже не первый спектакль. Но все же сквозь эти безвременные костюмы прорывается современность –  на Борисе красная толстовка, торчащие из нее наушники и кеды. image  Актеры намеренно отказываются от воспроизведения окружающей атмосферы. Они делают акцент на внутренних чувствах, обнажают их, раскрываются нараспашку. Все бури эмоций, разгоревшиеся внутри персонажей, актеры передают пластически, с помощью танцев. Например, Кабаниха учит Тихона (Никита Волков), как правильно прощаться с женой, и после каждогоее наставления  тишину разрывает оглушительная музыка, под которую Тихон в танце буквальноразрывается на части, после чего музыка внезапно останавливается и он спокойным голосом повторяет сказанное матерью. В такие моменты актеры будто бы играют уже не персонажа, а его нервы, его мысли. Именно эмоции и чувства выходят на первый план. Это подтверждается и повторением  отдельных фраз и монологов по несколько раз, обесценивая,таким образом, их смысл и концентрируя внимания зрителей на криках души.  Пластически кричит и Катерина. И она, и Тихон, и Кабаниха - это оголенные провода, бьющие током с каждым произнесенным словом. Но каждый из них искрится по-своему. Спектакль строится на этих выраженных внутренних переживаниях. Страх Катерины остаться без Бориса виден в ее истеричном хождении вокруг него. Метания Тихона выражаются в экспрессивном танце, когда он под душераздирающую музыку нервными движениями раскидывает вокруг себя землю. А властность и грубость Кабанихи проявляется в дерганых, резких движениях, Эти трем артистам можно сказать отдельное «браво» за взрывы эмоций, лавины чувств, сыгранных так яростно и страстно.   image Стоит обратить внимание на особую атмосферу, царящую на сцене все время действия. Значащиеся в программке, как "городские жители обоих полов", артисты постоянно находятся на сцене. Они размещаются по стенкам, наблюдают за происходящим в центре, подыгрывают, подпевают. Они создают музыкальный фон и посредством музыкальных инструментов, и собственными голосами. Они создают и атмосферу хаоса и беспредела, дикими танцами илимассовым хождением по кругу и повторением одних и тех же слов, тем самым сводя с ума Катерину, находящуюся в центре этого круга ада. Понятно, что уже почти четыре года совместной учебы сделали ребят одной семьей. Но то, что это ощущение единства, ощущение чего-то целого и неделимого так передается в зрительный зал, заслуживает многого. 

Текст: Яна Чичина

Фотографии предоставлены  организаторами спектакля

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения