Текст: Вероника Кломас
Локальное восстание мертвецов
Давно ожидаемая поклонниками жанра картина «Зловещие мертвецы: Чёрная книга» стала
полнометражным дебютом уругвайского режиссёра Федерико Альвареса. Фильм – ремейк
классического хоррора 1981 года Сэма Рэйми, который в новой ленте выступил в качестве
продюсера. Идея проекта с самого начала выглядела неплохо: во-первых, фильм Рэйми в 80-
е может и выглядел образцом для подражания, но сегодня заметно устарел; во-вторых, Феде
обещал сделать кино в духе олдскула и старого доброго трэша.
Сценарий оригинала Феде Альварес вместе с Диабло Коуди немного переработал, добавив
драматизма и сконцентрировав внимание вокруг девушки Мии, старающейся избавиться от
наркозависимости и для этого уезжающей вместе с братом и друзьями в домик посреди леса.
Несмотря на изменение сюжетной линии, некоторые сцены фильма покадрово повторяют своего
предшественника. Первые минут двадцать обещают зрителю очередной непримечательный
ужастик; однако чем дальше, тем навязчивее посещает мысль, что «Чёрная книга» - лучшее
творение жанра за последние годы. Альварес сохранил атмосферу рэймивского фильма, повторил
все штампы, призванные нагонять страх, но сделал это так умело, использовав неожиданные
ракурсы и повороты камеры, приправив нагнетающей музыкой в хичкоковском стиле, что
смотреть действительно жутко. Отказавшись от компьютерных спецэффектов и залив съемочную
площадку невероятным количеством бутафорской крови, режиссер доказал, что снять хороший
фильм ужасов может только человек, а вовсе не компьютер.
В киноленте фантастически много насилия и резни: можно подсчитывать, сколько конечностей
было отпилено на протяжении полутора часов кровавой мясорубки. Одной из фишек картины
стало решение режиссёра показывать пугающие ситуации, которые отвратительны, даже когда
просто о них думаешь: если не будет страшно, то противно – точно. Не обошлось, конечно, без
длинноволосых девушек а-ля японские ужастики, без экстра изощренных пыток, но совсем не
хочется предъявлять претензии создателям, рискнувшим возродить традиции старых хорроров.
Тем более что дело получилось на славу, и от фильма порою пробирает до костей, особенно
когда под кровавым дождем ребята умудряются выпустить из себя еще пару литров красного
месива. Из актерских работ стоит отметить Джейн Леви, играющую Мию: она весьма убедительно
шаталась по лесу от мертвецов и кричала с полными ужаса глазами.
Пока Сэм Рэйми взялся снимать сказки, неискушенные коллеги сделали качественный ребут
классической франшизы. Любителям старых хорроров гарантируется ностальгия по натуральным
спецэффектам, остальным – зарядка для нервов. И не покидайте кинотеатр, не досмотрев
финальные титры до конца.