Бликса Баргельд: "Huj is out of business"

Бликса Баргельд. Перфоманс "Rede/Speech", 23 марта, клуб А2, Санкт-Петербург Бликсу Баргельда в России знают относительно немногие, но любят весьма преданно: кто-то - за годы игры на гитаре в ансамбле Ника Кейва The Bad Seeds, кто-то - за "группу с непроизносимым немецким названием" Einstürzende Neubauten, которая по праву считается классикой индастриала и сейчас находится в состоянии, которое вполне можно назвать творческим отпуском, а некоторые - даже за совместный с Карстеном Николаи (более известным как Alva Noto) экспериментальный электронный проект ANBB (его мы имели счастье видеть в прошлом году в "Космонавте"). 23 марта на сцене клуба "А2" он появился уже один (многие шутят, что в следующий раз приедет половина Бликсы) с проектом Rede/Speech, который существует с середины 90х. Концепция очень проста: на сцене - только вокалист, микрофон и две педали, с помощью которых он сэмплирует собственный голос и создаёт различные лупы. В нашем случае был ещё забытый кем-то стул и издающий странные звуки генератор дыма, что весьма не обрадовало Баргельда. По другую сторону зала находился Борис Вильсдорф, звукоинженер, работающий с Einstürzende Neubauten уже долгие годы и игравщий в перфомансе роль второй скрипки. blixa-2012-arp-6 За полтора часа выступления Бликса исполнил несколько композиций, каждая из которых была представлена довольно продолжительным и часто весьма забавным англоязычным разъяснением о том, что мы сейчас услышим: официальный сайт "Новостроек" громко называет это "звуковой архитектурой" и "вокальной алхимией". Каждая зарисовка работала по одному и тому же принципу: сначала Бликса создаёт себе фон, записав несколько лупов из собственного голоса, а затем что-то рассказывает или даже поёт (в частности, была исполнена песня "Нойбаутен" "Negativ Nein", вышедшая на дебютном альбоме группы ни много ни мало 33 года назад). Пытаться передать словами творившееся на сцене довольно бесполезно - полностью понять Rede/Speech можно, только увидев собственными глазами. С помощью одного лишь своего уникального голоса Баргельд создал целую вселенную - буквально, изобразив голосом астероиды и планеты (зрители играли роль гамма-излучения, которое, правда, больше напоминало кошачьи визги, о чём Бликса не упустил возможности искромётно пошутить). Также мы проехались на поезде, сходили в итальянский ресторан с возмутительным кофе и послушали очень смешную пародию на современную поп-музыку: "hey, cosmic baby, do you wanna dance?". Напоследок Бликса устроил поединок между двумя русскими словами, которые попросил придумать зрителей в зале. Первое слово должно было как можно лучше описывать Санкт-Петербург. "Сосули!" - кричали зрители в VIP-ложе, но, к сожалению, не были услышаны. Один из зрителей у сцены предложил всеми любимое слово из трёх букв - Бликса спросил, что это значит, и сразу отверг. В итоге всё сошлось к банальным "дождь" и "снег". "А как же х*й?", - возмутился кто-то, в ответ на что прозвучало - "No, huj is out of business". Судя по публике в зале, многие шли на это выступление с весьма серьёзным настроем, ожидая брутальной экспериментальной музыки. Всё оказалось гораздо проще и совсем не так пафосно: несмотря на то, что Бликса разменял шестой десяток, стал отцом и весьма остепенился, в обаятельном немце всё ещё чувствуется тот самый "шалунишка", во время своего визита в Россию середины 90-х сплясавший на крыше бандитского "мерса". Периодически перфоманс напоминал вечер стэнд-ап комедии, причём со вполне "петросяновскими" шутками. Вряд ли такое выступление может вызвать катарсис, подобный тому, что возникает на концерте Einstürzende Neubauten - скорее это свежий, позитивный новый опыт, который ещё долго будешь вспоминать с улыбкой.

Текст:  Даша Климова

Фото: seelebrennt.wordpress.com, 2012

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения