Новую картину Сары Полли "Take This Waltz", появившуюся в российском прокате под непритязательным названием "Любит/Не любит", вряд ли можно назвать большим фильмом. В нём нет свежих мыслей, оригинальных режиссёрских решений или сложной философии. Но в некотором плане этот фильм всё же стал прорывом: не для самой Полли, получившей номинацию на "Оскар" ещё за свой первый сценарий в 1999 году и с тех пор прекрасно зарекомендовавшей себя, не для Мишель Уильямс, игра которой в бытовых сценах выглядит несколько натянутой, но для Сэта Рогена, который, отойдя от обычного комического амплуа, показал свой актёрский потенциал. Несмотря на то, что его герой не особо щедр на эмоции, Рогену удалось создать живой, дышащий образ.
Проблема стара как мир: героиня выбирает между верным добрым мужем и загадочным незнакомцем из самолёта, по "счастливой" случайности оказавшимся её соседом напротив. Сара Полли рассказывает нам эту историю медленно и неторопливо, сосредоточившись на переживаниях героини и на окружающем её шуме и шорохе - маленькая племянница мужа и её мать-алкоголичка, нелюбимая работа, многозначительные беседы в общественном душе, вечно стоящий у плиты муж. Разумеется, среди всего этого привлекательный художник без амбиций, зарабатывающий на жизнь рикшей - как гром среди ясного неба. Атмосфера вокруг героини постепенно уплотняется, мешая ей дышать полной грудью в своём тесном мирке и заставляя мечтать о встрече с прекрасным незнакомцем - не сейчас, через 30 лет, ведь она не хочет сделать мужу больно. Одним словом - эмоциональная утопия (или антиутопия, смотря с чьей стороны оценивать).
То, что напрягает в фильме - это обилие однообразных бытовых сцен, без которых вполне можно было обойтись, тем более что Уильямс смотрится в них не вполне убедительно, избытком актёрских ужимок не вызывая к героине никаких чувств, кроме неприязни. Из плюсов, помимо игры Рогена, можно выделить работу с музыкой - к этому вопросу режиссёр очевидно подошла серьёзно. В один из ключевых моментов картины за кадром звучит песня Леонарда Коэна "Take This Waltz", в честь которой фильм получил своё оригинальное название. Эта сцена разбивает структуру картины на две части: "до" и "после", причину и следствие.
Героиню влечёт совсем не новый притягательный любовник, как нельзя кстати появившийся в момент, когда чувства к мужу остыли. Её манит новая жизнь, в которой всё будет по-другому - но, как озвучила одна из эпизодических героинь, "все новые вещи становятся старыми". Принять этот вальс или нет - непростое решение, особенно когда не знаешь, куда оно ведёт. А может быть, знаешь, но не хочешь признавать.
Вальсировать можно втроём, да только танец у каждого свой. Одиночество - единственное, что каждый из нас всегда носит с собой. Можно быть одиноким вдвоём, а можно в толпе, молодым или старым, пьяным или трезвым, с детьми или без перспектив на них. Можно изменить обстоятельства, но не стоит забывать о том, что обстоятельства меняют нас в свою очередь. Принять вызов или нет - вопрос скорее риторический, и в своей картине Сара Полли оставляет его без ответа.
Текст: Даша Климова