Осторожно — здесь водятся драконы

2 февраля, через 493 года после открытия Фернаном Магелланом пролива между Огненной Землей и Южной Америкой, в Русском географическом обществе с концертом выступил «Аквариум».

На старых испанских картах колониальных времен заботливые капитаны писали поверх белых пятен: «Осторожно! Здесь водятся драконы!» Немногие решались плыть туда. Лишь самые отважные осмеливались открыть неизведанные земли. Музыканты «Аквариума» - достойные потомки тех смелых капитанов. 1Концерт прошел в непринужденной атмосфере, создаваемой не только музыкальными вибрациями, но и самим залом, оформленным в особом стиле, рифмующем старые карты с греческими колоннадами и балконом. Артисты примостились на небольшой эстраде, окруженной заморскими растениями и заботливо расставленными светильниками с абажурами. Случилась этакая помесь домашнего уюта и тщательно заретушированного официоза. Музыканты вписали исполнение в рамки небольшого пространства, окруженного зрителями, тесно рассевшимися на деревянных стульях. Трек-лист по традиции был составлен из новых, часто звучащих песен, таких как «Вавилон» или «Марш священных коров», так редко исполняемых. Поразило исповедальное исполнение «Зимней розы». Собственными глазами видел, как две соседки слева от меня украдкой вытирали слезы под звуки последнего аккорда. Вновь проявилась уникальная манера Гребенщикова – петь, как бы разъясняя смысл песни, аккуратно ведя слушателя от строки к строке. Апофеоз этого – исполнение «Стали» и «Чая». Воистину «гармония мира не знает границ». Концерт был похож на квартирник в Зимнем дворце. Вроде бы публика сплошь в пиджаках и дорогих вечерних платьях, а вместе с тем толпа детей, беззаботно бегающих по залу. Чувствовалось, что в зале те, кто был с «Аквариумом» на легендарных квартирах 80-х годов. Конфликта между залом и сценой не было. Подтверждением тому были ритуальные вопросы и не менее ритуальные ответы Гребенщикова в середине концерта, когда группа прервалась для того, чтобы заглянуть в корзинку с записками из зала. Например, был задан такой вопрос: «Как это у вас получается?». На что БГ без паузы ответил: «С удовольствием!» 5Расслабленный и непринужденный склад концерта позволил артистам и великолепную импровизацию, в которой Гребенщиков с медитативным старанием бил в шаманский барабан, а Борис Рубекин и Олег Шавкунов дали волю музыкальному воображению, преобразив до неузнаваемости «Второе стеклянное чудо». Так и прошел концерт – с удовольствием. Публика в финале сдержанно неистовствовала, и видимо так растрогала группу, что «на бис» были исполнены «Цветы Йошивары» и «Юрьев день». Об «Аквариуме» нельзя написать слишком много, и даже много написать нельзя. Все очарование и смыслы их концертов – в исполнении, в неуловимых интонациях, которые даже по аналогии передать невозможно. Поэтому да прибудет с «Аквариумом» благословение Хонсу – бога луны, времени, Сына Амона и Мут, покровителя путешественников. 2  

Текст: Владислав Станкевичус

Фото: Вячеслав Муганлинский

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения