Анастасия Сенченко:
Специальная программа фестиваля Future Shorts, приуроченная ко Дню всех влюблённых, наглядно демонстрирует циничность маркетологов и прокатчиков. Потому что о любви там едва ли наберется полфразы.
Но обо всем по порядку. Главное преимущество Future Shorts – разнообразие, жанровое и стилистическое. Именно благодаря ему каждый зритель всегда из множества находит своего автора или свою тему. Если же тема заявлена в названии – это невольно обязывает отборщиков на некое цельное высказывание. В конечном итоге зритель ожидает привычного разнообразия под общим знаменателем. Знаменатель задан экономически выигрышный, но безнадежно не вяжущийся с программой. Созданная искусственно, повинуясь законам рынка, она тем не менее распадается, потому что законов эстетики и восприятия тоже пока еще никто не отменял.
В серии есть пикантные анекдоты, сцены из совместной жизни, сказки, лирические зарисовки о юности и взрослении, но едва ли о любви. Единственная история о любви - это работа Тоби Макдональда «Я люблю тебя, Джон Уэйн», причем о любви режиссера к Годару. Это, конечно, не то чувство, которое ожидает увидеть зритель.
Самая сильная работа программы, «Люблю тебя сильнее» Сэм Тейлор-Вуд, рассказывает о взрослении и о том, что для шестнадцатилетних 60-е (с сексом и рок-н-роллом, с безудержной жаждой жить, узнавать и наслаждаться) никогда не заканчивались.
В целом же даже несвязного рассказа о любви не получилось. Да и никто из авторов не ставил такой задачи. Короткий метр – поле для экспериментов, поиска нового или хотя бы своего языка. Метры на нем в лучшем случае создают афоризм.
Даша Климова:
Проблема короткого метра сегодня - явное главенство формы над содержанием. Это особенно видно в анимационных фильмах, создатели которых часто совсем не задумываются о том, что именно они хотят сказать, в поисках своего оригинального стиля. Три из четырёх анимаций, представленных в "романтической" программе Future Shorts, совершенно подтверждают эту мысль.
"Венера", "Пожалуйста, поговори!", "Секс на крыше" - авторы всех этих фильмов не открывают зрителю чего-то нового, рассказывая совершенно банальные истории, сосредоточившись на технической стороне: каждый старается сделать свою анимацию как можно более изощрённой. Все три фильма основываются на одном и том же приёме: контрасте сюжета и непосредственно техники мультипликации. Откровенные эротические сцены, разыгранные нелепыми пластилиновыми куклами, драматическая история любви кошки и мыши, будто сбежавших из видеоигры, и пресловутое "мебельное порно" могут вызвать улыбку, но не более.
Пожалуй, единственная действительно интересная анимация в программе - "Умереть рядом с тобой" Спайка Джонза и Саймона Кана, показывающая, что, как утверждает Ник Кейв, "смерть - это не конец". Вычурные фетровые куклы, изображающие героев Шекспира и Стокера, смотрятся действительно занятно, а фантасмагорический мирок, просыпающийся ночью в культовом парижском букинистическом "Shakespeare & Co", и нестандартный юмор как минимум соответствуют тому, чего мы ждём от Спайка Джонза - автора "Быть Джоном Малковичем" и "Адаптации".
Большая часть представленных на фестивале работ вполне соответствует его концепции - это лёгкие истории, рассказывающие о разных проявлениях человеческих чувств. "Медведь" - очередная работа австралийца Нэша Эдгертона, создателя нашумевшего в своё время на том же Future Shorts фильма "Паук", снова построена на беспроигрышном сочетании чёрного юмора и эффекта неожиданности. Занимательный факт: режиссёр фильма - профессиональный каскадёр, фильмография которого насчитывает более 100 лент, среди которых "Звёздные войны", "Мулен Руж" и "Матрица". Оскароносный "Бог любви" американца Люка Матени - простая и изящная история современного Купидона в джазовых тонах. "Я люблю тебя, Джон Уэйн" британца Тоби Макдональда - признание в любви французской "новой волне" с претензией на гимн "потерянного поколения" первого десятилетия века.
Единственный заслуживающий пристального внимания фильм в программе, "Люблю тебя сильнее", посвящен памяти покинувшего нас в 2008 году Энтони Мингеллы, который является одним из его продюсеров. В Англии конца 70-х зарождается не только пост-панк, который в корне изменит музыкальную сцену этой богатой на таланты страны, но и робкое первое чувство героев фильма, нашедших друг друга благодаря пластинке The Buzzcocks. В очередной раз - ничего нового, но откровенная игра молодых актёров и отличная работа режиссёра и оператора заставляют поверить происходящему на экране. Сэм Тейлор-Джонсон (в девичестве Тейлор-Вуд) отлично удалось передать не только эмоции главных героев, но и атмосферу Англии того времени.
В большей части картин, представленных на фестивале, любовь присутствует лишь фигурально. Это - не фильмы о любви, скорее - фильмы для влюблённых, просмотр которых - вполне неплохой вариант, как провести вдвоём холодный зимний вечер.
Мария Матвеевских:
С 14 по 28 февраля в Доме Кино проходит специальная программа Международного фестиваля короткометражного кино и анимации Future Shorts «Короткие истории о любви». Представленные фильмы оказались очень смелыми. Откровенные эротические сцены заставляли некоторых взрослых киноманов отводить глаза, тогда как молодое поколение уже привыкло подобным явлениям в современном кино. Режиссеры по-разному раскрывали такую сложную и многообразную тему как любовь.
Великобритания представила две картины. Короткометражки «Люблю тебя сильнее» Сэм Тейлор-Вуд и «Я люблю тебя, Джон Уэйн» Тоби Макдональда различны по характеру и настроению. В первом фильме двое одноклассников сближаются благодаря любви к музыке. Питер забирает последний альбом, Джорджия тоже хочет услышать новую песню группы Buzzcocks «Love you more». Пиво, сигареты, рок-н-ролл - и молодые люди делают это в первый раз. За очень реалистичную сцену актеры получили призы за лучшую мужскую и женскую роль на Brussels Short Film Festival в 2009 году.
Абсолютно другой мир показан в фильме «Я люблю тебя, Джон Уэйн». Герой сам создал себя. Он англичанин, но говорит по-французски. Примеряет на себя роли известных сердцеедов. Настроение чёрно-белой картины напоминает фотографию Альфреда Айзенштадта, где запечатлены целующиеся моряк и медсестра на Тайм Сквер 1945 года.
Франция порадовала замечательной анимационной короткометражкой. Интересный сюжет, юмор, качественное исполнение (покадровая анимация из 3000 вырезанных вручную кусочков фетра) - короткометражка «Умереть рядом с тобой» режиссеров Спайка Джонза и Саймона Кана не оставила равнодушными зрителей в зале. На экране развернулась история любви героев с книжных обложек букинистического магазина, в которой были соблазны, приключения и, не смотря на смерть, счастливый финал. Все это - всего за 6 минут.
История любви ирландского режиссера Дэвида О`Рэйли «Пожалуйста, поговори!» показывает отношения влюбленной Кошки и вечно работающего Мыша. Герои "проживают" несколько вариантов жизни - режиссер дает им выбор. В фильме раскрываются типичные проблемы всех пар, но в жизни вернуться назад и изменить что-либо нельзя, а в компьютерном мире Дэвида О`Рэйли - можно.
Подхватывает тему семейных отношений Дания: пластилиновая анимация «Венера» Тора Фруэргорда. Страсть между Каролиной и Расмусом остыла, и для того, чтобы чувства снова разгорелись, герои отправляются в клуб свингеров «Венера». Они решили свою проблему - немного не так, как хотели изначально, но именно этого им не хватало.
Австралийская короткометражка Нэша Эдгертона «Медведь» вызвала бурную реакцию публики. Несмотря на черный юмор, некоторые в зале плакали от смеха. Короткометражка учит только одному – не стоит забывать про день рождение своей второй половинки даже шутки ради. Великолепная работа режиссера сделала эту короткометражкой одной из самых незабываемых.
«Как я встретила вашего папу» - испанский фильм режиссера Алекса Монтойя о том, что противоположности сходятся. Первое свидание: она, красивая и раскрепощенная, приглашает его, неопытного и неуклюжего, к себе домой. И, кажется, они никогда больше не встретятся, но он чем-то зацепил её... Название фильма говорит о счастливом финале.
США представили две картины. Короткометражка «Бог Любви» Люка Матени о добром и прекрасном чувстве, о том, что каждый из нас может быть Купидоном. А вот вторая анимационная короткометражка уже не о светлых чувствах. Это откровенная эротическая сценка любви на крыше с участием... кресел. Таким «мебельным порно» закончился показ специальной программы «Короткие истории о любви».