Эволюция Tricky Music
Tricky в клубе «Космонавт», 13 ноября 2012
Трики уже далеко не первый раз приезжает в Россию и уже давно заработал себе репутацию как очень качественный «живой» музыкант, славящийся своей харизмой, шаманскими танцами и неожиданными кавер-версиями.
Являясь одним из основоположников бристольской и мировой трип-хоп сцены, он, тем не менее, давно отошёл от шаблона и делает музыку, которую очень сложно отнести к какому-то жанру – сам гуру вполне заслуженно именует её Tricky Music.
«Космонавт» был набит практически до отказа – такого ажиотажа не было, наверное, со времён концерта Земфиры. Причём публика была весьма разношёрстной – от подростков-рэперов до интеллигентов весьма зрелого возраста. Столпотворение начиналось ещё на лестнице – в самом зале нельзя было курить. Вездесущие объявления гласили, что «курение запрещено по просьбе музыкантов», что весьма странно, потому что сам герой вечера дымил на сцене не переставая.
Концерт был полон неожиданных моментов – особенно для тех, кому посчастливилось побывать на Трики впервые. Англичанин появился на сцене в полной темноте под музыку неопознанных российских рэперов, полную смачных восьмидесятнических сэмплов. А потом началось что-то совершенно безумное – тех, кто ожидал от концерта некоего подобия трип-хоп медитации, ждало разочарование. Количество хитов было сведено к минимуму, а те, что прозвучали, концертные аранжировки сделали практически неузнаваемыми.
Это был совсем не трип-хоп, а скорее хардкор, впрочем, с элементами джаза, фанка, синтипопа – чего угодно, и именно в этом синтезе рождалось особое восприятие музыки и неожиданное удовольствие от концерта. В темноте сцены пульсирующие звуки смешивались, рождая неповторимую какофонию, а сам Трики хаотично извивался на сцене, нарушая все правила поведения фронтмена. Он то расслабленно читал рэп, то пел глубоким и надрывным голосом, то едва шептал в микрофон, а периодически вообще исчезал из поля зрения публики, и очевидно был не в настроении. Основная нагрузка легла на плечи рыжеволосой вокалистки Франчески Белмонт – именно она непрерывно держала публику в напряжении, одинаково хорошо выводя сложные вокальные партии и читая рэп.
Для многих Трики перестал быть Трики, когда распался его творческий союз с Мартиной Топли Бёрд – певица отправилась в свободное плавание, а музыкант начал работать с другими вокалистками. Франческа отлично держалась на сцене – её сильный вокал и скромное обаяние покорили зал, но музыка Трики с её вокалом всё равно не звучит такой живой и полной, какой её делала Мартина.
В конце концерта началось, как оказалось, традиционное безумство – после небольшого перерыва Трики вышел на сцену в чуть более приподнятом настроении, чтобы устроить джем под «Ace of Spades», который был, кажется, нескончаемым. Народ из первых рядов поднялся на сцену, Трики и музыканты слились с толпой в едином порыве – именно такие моменты делают концерты незабываемыми и заставляют почувствовать себя частью Музыки.