Это как же должно было все достать режиссера Бобкэта Голдтуэйта, чтобы он решился снять такой абсолютно беспардонный, антихристианский и лишенный излюбленной европейской толерантности фильм!
Жутковатая «кровавая стрелялка» «Боже, благослови Америку!» по сути является комедией, очень смешной, но абсолютно черной, рядом с которой балабановские «Жмурки» - истинный детский лепет.
Фильм—сказка о том, как закошмаренный попсой добропорядочный американец Фрэнк (Джоэл Мюррей) и озверевшая от подростковых «битв» с родителями тинэйджерша Рокси (Тара Барр) отправляются в крестовый поход против пошлости и безвкусицы окружающего мира.
Сюжетная линия отработана как по учебнику: вот герой, изнемогший от воплей соседского младенца и убожества, льющегося с экрана телевизора. Вот его проблема — жена, которая ушла к другому
и забрала дочь. Дочь даром, что маленькая, уже по уши завязла в тине современных соблазнов в виде рекламы, розовых гаджетов и нижайшего пошиба телешоу. Остается только застрелиться из старого кольта времен вьетнамской войны.
Тут-то и происходит событие, которое является классической поворотной точкой сюжета: вдобавок ко всему Фрэнк узнает, что он неизлечимо болен. «Умирать, так с музыкой!» - решает герой, и в его душе под старый ковбойский хит просыпается воинственная кровь предков. Поскольку терять герою уже нечего, то он с неизъяснимым наслаждением выслеживает и убивает отвратительную девчонку, героиню гнусного телешоу, любимицу американских подростков. В это момент сюжет делает еще один финт, и в жизни Фрэнка появляется не пойми откуда взявшаяся несовершеннолетняя единомышленница Рокси. Малышка очень натурально объявила себя дочкой наркоманки и проститутки, чей муж насилует ее ежедневно. Фрэнк, решив напоследок облагодетельствовать хоть кого-нибудь, берет девочку с собой в опасное странствие. Юная искательница приключений оказывается не по годам расторопной, и родителей, воспитавших «чудовище» из телешоу, они «мочат» уже вместе. Засим парочка отправляется в гнездо и рассадник кича - блистательный Нью-Йорк.
Начинается роскошное «road movie» с элементами классического вестерна. Голдуэйт с удивительным для неискушенного в режиссуре мастерством («Боже, благослови Америку!» - первый фильм бывшего актера) и с тонким пониманием настоящего в искусстве, выстраивает свою картину на контрасте всего лучшего, что было создано американским кинематографом, и жвачного безумия американского шоу-бизнеса. Он блестяще балансирует на грани между псевдотриллером про маньяков-убийц и вроде как «все это не всерьез». Убивают по-настоящему, кровь льется нешуточная, но ощущение, что все жертвы вот-вот поднимутся и будут жить дальше как ни в чем не бывало, не отпускает. И в этом ощущении есть тоже прозрачный привет всем американским хоррорам, классический конец которых подразумевает безнадежную неискоренимость зла.
Впрочем, от всяческих пошлых стереотипов режиссер открыто открещивается, не оставляя журналистам шансов сравнить фильм с набоковской «Лолитой» или славными «Бонни и Клайдом» - герои сами вышучивают свое сходство с этими персонажами.
Отсутствие постановочного опыта сказывается, пожалуй, только в том, что Голдуэйт, не находя выразительных средств для переполняющих его мыслей, заставляет протагонистов пускаться в утомительно длинные монологи, словно героев античных трагедий. Несмотря на то, что актеры прекрасно справились с многословными сценами, монологи эти уместнее смотрелись бы на театральных подмостках, чем в живом и быстром видеоряде картины, которую они несколько тормозят.
Зато обилие нецензурных выражений в фильме нисколько не режет слух, поскольку рамках данного сюжета они органичны так же, как в лимоновском «Эдичке».
Интересно, что в истории, изобилующей действующими лицами, есть всего два положительных персонажа. И оба они - «прирожденные убийцы». Автор относится к ним с трепетом, как к выразителям собственного «я». Оба проходят проверку на подлинность своего праведного гнева.
Фрэнк узнает, что его диагноз ошибочен и он ничем не болен, а значит, он не умрет и ему опять есть, что терять. Не повод ли это остановить кровавую бойню, ведь истребить пошлость окончательно все равно не получится? К тому же и Рокси, с самого начала удивляющая слишком тонким для дочери проститутки умом и безупречностью вкуса, оказывается всего лишь жертвой гормональных бурь и непонимания родителей — обычных и любящих. Фрэнк срочно отправляет юную амазонку обратно к родителям и вновь остается в одиночестве с горестным чувством обмана — а вдруг девочка вовсе не была ненавистницей кича и халтуры, а всего лишь решила отыграться за свои подростковые комплексы и внутренние неурядицы? По какому праву он сделал ее соучастницей жестоких расправ?
Шикарный и стильный конец фильма отвечает на все вопросы. Герои, как и полагается, умирают, но остаются абсолютными победителями. Из фильма-сказки картина превращается в фильм-мечту каждого просвещенного зрителя: кому не хотелось бы вот так, с матерком и оружием наперевес «замочить в сортире» всю эту невыносимую нечисть, которая разъедает души и умы в угоду золотому тельцу?
Единственное, что тревожит с самого начала действия — ах, разве все это и не про нас, ведь как похоже?! Поэтому, на всякий случай, «Боже, благослови заодно и Россию!»