«...походка, ритм, ноги, все это чушь собачья.
В чечетке главное - кураж!».
кф «Зимний вечер в Гаграх».
Если пресловутый кураж имеется, то научиться степу все таки можно. В Москве существует даже «Международный центр степа», где для обучения tap dance есть все необходимое. Находится он на базе Театра-школы современного танца «Вортэкс». Набор танцевальных жанров, представленных в школе впечатляет: от вездесущего belle dance до стильных джаз и модерн танца и экзотической капоэйры. И все-таки именно степ не дает забыть о себе ни на секунду; как только переступаешь порог «Вортэкса» отовсюду слышишь звук ритмично рассыпающегося по полу гороха - это десятки пар ног старательно отстукивают shuffl'ы, stopm'ы - основные удары степа. Кажется, что здесь все от степа сошли с ума: в «Вортэксе» его бьют уже 200 человек — от детсадовской малышни до профессоров и докторов наук, журналистов и переводчиков. Руководители и преподаватели центра - истинные апологеты степа. Кажется, что вся tap dance life в Москве подпитывается их неуемной энергией. Ежегодный «Степ — марафон», «Международный день степа», степ-вечеринки, концерты в Доме музыки, регулярные мастер-классы, которые проводят американские звезды tap dance: Jason Janas, Derick Grant, Василий Мышлецов. Московские гастроли самого популярного современного степиста Savion' а Glover'а, которого называют «внуком старых мастеров степа» тоже инициированы руководством «Международного центра степа». Неудивительно, что главным детищем «Вортекса» стало одноименное Степ - шоу. Это не единовременная концертная программа, а действующий на постоянной основе творческий проект, активно продвигающий tap в жизнь, в массы, на эстраду. Кадры для проекта были взращены в недрах самой школы танцев, и сегодня три солиста степ - шоу «Вортекс» стали непревзойденными мастерами и признанными энтузиастами tap dance. Дело в том, что в начале нового века в мире степа наступило время больших экспериментов. Степ вышел на театральные подмостки, стал частью больших шоу и из обычного танца, состоящего из определенного набора шагов превратился в сложный синтетический вид танцевального искусства. Современному степисту уже не пристало развлекать публику обычной ритмической чередой ударов железных набоек о фанеру: ныне степ включает в себя элементы не только классического танца, но и акробатики, хип - хопа, джаз - танца и прочих танцевальных направлений. Всем этим танцевальным разнообразием солисты Степ - шоу «Вортэкс» владеют вполне: они с детства учились соединять степ с недетскими акробатическими трюками, элементами танца «модерн» и балетными па. Хореография их степа драматургична и многолика. Каждый номер представляет собой не просто ритмическое сопровождение музыки, но маленький законченный рассказ из жизни музыкантов, строителей, циркачей или просто отменных танцовщиков. Карьера молодых участников проекта пока еще только набирает обороты. Тем не менее, у каждого из них уже есть некий неповторимый исполнительский характер, тот особый шик, который позволяет не затеряться в дебрях шоу - бизнеса. [youtube]MkhYXzsOpsw[/youtube] Виктор Шустов — человек-степ, с обезоруживающей улыбкой, честолюбием и трудолюбием настоящего артиста. Обладатель сильных, фирменных синкопированных ударов. Мастер скоростного степа. Умело разбавляет танец головокружительной акробатикой. Степом пронизан насквозь. По собственному признанию, ритм отбивает непроизвольно, всегда и везде, под любую случайную мелодию — из окна, из автомобиля, из мобильного телефона — профессиональная привычка и просто невозможность устоять перед ритмами, рвущимися вперед музыки. Тимофей Тимофеев — степист - дэнди, «Tryin' hard to look like Gary Cooper...» - это про него, и этот хит степ-исполнителей, разумеется, присутствует в его репертуаре. По стилистике танца ближе всех к классике жанра, к легкости и невесомости номеров незабываемого Фреда Астера. Атмосфера его танца представляет собой чудесный ностальгический микс черно-белого кино, балета, кабаре в причудливом сочетании с жесткими ломанными ритмами современной хореографии. Дмитрий Силаев — тэп-танцор с пластикой «крадущегося тигра». Его степ так и хочется назвать светлым и дружелюбным - он идет как будто изнутри, из самой натуры танцора, объединяя в себе неторопливость с четкостью удара, мастерство с лиричностью, которая, в свою очередь, придает стилю его исполнения какую то необъяснимую тайную гармонию. Степ они бьют по шесть часов в сутки: репетиции, импровизации, преподавание в школе танца «Вортэкс», добросовестная шлифовка мастерства на бесконечных мастер - классах, позволяющих обменяться опытом с американскими коллегами по цеху. Дружба с праотцами tap dance - американцами давняя и успешная, ведь демократическое искусство степа недаром основано на принципе «ворованных ударов» - подсмотреть и использовать в своем творчестве чужие «фишки» здесь весьма приветствуется. Мастерство исполнения степистов из «Вортэкса» оценили не только американцы. Выступления в телевизионных шоу, сопровождение концертов популярных певцов, участие в мюзиклах, кремлевских елках, бесчисленных танцевальных концертах, в чемпионатах по tap dance превращают их жизнь в нескончаемый степ. Впрочем, сухим цифрам соревнований и чемпионатов трио предпочитает расслабленную атмосферу импровизации. Умение импровизировать в степе, как и в джазе — показатель мастерства высочайшей пробы. На сегодняшней джаз - сцене степисты из «Вортэкса» известны, как настоящие виртуозы. Когда они с отрешенным взглядом, непринужденно, будто и нехотя, бьют тэп под затейливую джазовую композицию, публике остается лишь завороженно следовать за нитью их фантазий в музыкальное далеко джем - сейшна. Тут уже желательно ничего смешивать, чистота жанра предпочтительнее — только степ, только джаз, степист ведет за собой джазмена, джазмен — степиста, рэгтайм, блюз, тайм - степ, ритм - степ... TAP 4LIFE.