Jay-Jay Johanson в клубе «Зале Ожидания». 11 апреля. Санкт-Петербург.
«Зал ожидания» был полон обрывками тихих бесед, клубами дыма и предвкушением, пока на сцене наконец не появился он – меланхоличный и хрупкий Джей-Джей Йохансон в сопровождении своего неизменного пианиста и соавтора Эрика Янссена. В этот раз они выступали вдвоём, без гитариста и ударника. Инструментарий был представлен лэптопом, синтезатором и электронным пианино. Без лишних прелюдий они начали играть тихую и печальную «She Doesn't Live Here Anymore», погрузив зал в молчание. Джей-Джей Йохансон известен своим фарфоровым голосом, трогательными текстами и вечными экспериментами со звуком и образами. Первые три альбома шведа: «Whiskey», «Tattoo» и «Poison» считаются классикой трип-хопа. Затем он удивил слушателей имиджем андрогина с оранжевыми волосами и выпустил синтпоп-пластинку «Antenna», которой в этом году минуло десять лет. С тех пор Йохансон записал ещё четыре альбома. Ни один из них не поднялся в чартах так высоко, как три первых, но все интересны по-своему. Каждый раз Джей-Джей предстаёт в новом амплуа и удивляет слушателей нескончаемыми музыкальными открытиями. Однако некоторые вещи остаются неизменными – в первую очередь, меланхолическое настроение его песен. Практически любую композицию музыканта можно охарактеризовать как драматичную, печальную, трагическую.
Последний релиз «Spellbound» показывает нам Йохансона в виде зачарованного шведского принца. Его звучание тяготеет к джазу, особенно чувствуется влияние Чета Бэйкера – на бонусном диске даже есть кавер-версия его песни «The Thrill Is Gone». Вторым номером концерта стал главный сингл с этого альбома, пропитанная духом кабаре «Dilemma». Йохансон элегантно пощелкивал пальцами, а зрители постепенно расслаблялись, отходя от первого шока. Но музыканты не дали залу перевести дух – за относительно оптимистичной и вселяющей надежду «Дилеммой» последовала одна из самых отчаянных композиций Йохансона «Escape». Остаётся только догадываться, насколько автобиографичны его тексты, но эмоциональность исполнения не вызывает сомнений – на мгновение показалось, что в глазах самого Йохансона стояли слёзы. Показалось. Тем не менее, вибрации звука и космический голос продолжали уносить слушателей в мир воспоминаний и эмоций.
Заполненная глубоким синим светом сцена погружается в темноту, и только контражур обрисовывает фигуру Джея-Джея. Тонкие пальцы нервно сжимают стойку микрофона. Мягкий перебор клавиш – Эрик начинает играть акустическую версию «Only For You». Атмосфера в зале плавится, и, когда кажется, что дальше уже некуда, Йохансон разряжается своим эпичным боевиком «So Tell The Girls That I Am Back In Town». Настроение резко меняется – люди вокруг начинают бодро подпевать, сам Джей-Джей улыбается – видно, что реакция зала ему искренне приятна. Кризис миновал, обстановка разряжена. Шведский принц мастерски играет с настроением слушателей, не оставляя никого в стороне.
Поразительно звучит живая версия «On the Radio» - из электронного шлягера она превращается в надрывную драматическую историю любви, обрамлённую красивыми клавишными. Джей-Джей изначально задумывал эту песню именно такой, но в этом виде она не вписывалась в танцевальный альбом «Antenna». Услышать медленный вариант можно на единственном концертнике Йохансона «Self-Portrait Tour» (2009), но на концерте в Петербурге она звучала ещё более лирично и чувственно. «Milan, Madrid, Chicago, Paris», хит со второго лонгплея «Tattoo» (1998), наоборот - вживую звучала гораздо оптимистичнее, чем на альбоме, и даже создала в зале танцевальные вибрации.
Закончив основной сет, Джей-Джей очень быстро вернулся на сцену и, как только аплодисменты стихли, спел а-капелла ироничную «Skeletal», которая плавно перетекла в «I'm Older Now». По многочисленным просьбам зрителей он решился исполнить незапланированную "Rush", заранее предупредив, что очень давно этого не делал. Действительно, Йохансон несколько раз забыл слова, но ситуацию спас пианист, послуживший суфлёром. Была видна отлично налаженная связь между вокалистом и инструменталистом, Эрик, очевидно, получал от музыки и выступления не меньше удовольствия, чем сам Джей-Джей, хотя и остался в тени его обаяния. Очень трогательным был момент, когда оба героя вечера сели вдвоём на одну табуреточку и стали играть в четыре руки – правда, каждый на своём инструменте.
К концу выступления Йохансон отошёл от образа печального романтика и просто получал удовольствие от происходящего вместе со зрителями. Закрывали выступление оптимистичная «Rocks In Pockets» и грустная, но очень светлая «On the other side», сгладившие все тяжёлые моменты. В целом, концерт оставил ощущение меланхолии, но в то же время душевного тепла, когда улыбаешься сквозь слёзы. Если вы действительно хотите проникнуться музыкой, почувствовать эмоциональную отдачу и зарядиться энергией на ближайшие несколько дней – смело идите послушать Джея-Джея Йохансона. Есть одно «но» - это не тот концерт, на который стоит идти с девушкой: вряд ли она выйдет из зала влюблённой в вас.