«Джон Картер» («John Carter»)/2012/Режиссер Эндрю Стэнтон/США.
В этом мире у каждого есть второй шанс
(Джон Картер)
К 8 марта в отечественный прокат вышел фильм «Джон Картер», что послужило поводом для ликования не только женщин, но и поклонников фантастики и марсианской саги американского автора Эдгара Райса Берроуза. Обладатель премии «Оскар» режиссер Эндрю Стэнтон («ВАЛЛ-И», «В поисках Немо») перенес на экран захватывающую историю о приключениях мужественного капитана армии США Джона Картера на планете Марс, населенной воинствующими племенами и экзотическими чудовищами. [caption id="attachment_13212" align="alignleft" width="580" caption="Кадр из фильма "Джон Картер""][/caption] Сюжет простой, и в этом его эпичность: Марс, он же Барсум, погибает в междоусобных войнах, а случайно попавший туда ветеран гражданской войны Джон Картер из Вирджинии поневоле оказывается втянут во внутренние распри Красной планеты. Из-за слабой гравитации Картер по марсианским меркам наделен огромной силой, что делает его заметной фигурой на Марсе. В этом фильме есть все составляющие приятного просмотра: принцесса, которую необходимо спасти, злой волшебник со своей свитой, забавные помощники главного героя и, конечно, завораживающие пейзажи неизведанной планеты. Фильм снят качественно, спецэффекты на современном уровне, главные герои органичны, и хотя понимаешь, что текст романа, впервые опубликованного 100 лет назад в американском журнале «All-Story», несколько адаптирован, от фильма все еще веет ностальгической эпохой наивной фантастики, прародительницы «Звездных войн», так ценимой поклонниками классического жанра. Но обо всем по порядку. Во-первых, примечательно, что в фильме задействованы не примелькавшиеся зрителю актеры. Не знаю, бюджет ли уберег этот фильм от Киры Найтли, Анжелины Джоли и прочих кассовых актеров или же здравомыслие продюсера и режиссера, но хочется сказать им огромное спасибо за то, что малоизвесные лица Джона Картера и принцессы Теи позволили зрителю поверить в существование именно этих персонажей без сравнения и оглядки на другие роли актеров. Тем не менее, нельзя сказать, что этот фильм открыл совсем уж новых звезд фантастического жанра. Тейлор Китч и Линн Коллинз ранее уже снимались вместе в одном из фильмов киноэпопеи «Люди Х», где Тейлор Китч виртуозно сыграл хитроумного Гамбита, а Линн – подружку главного героя Кайлу Сильверфокс. Этими ролями они скорее всего и привлекли внимание создателей «Джона Картера». Избитыми образами на экране остались злой гений Марк Стронг – в роли таинственного вершителя судеб, образ «римского императора» Кирена Хайдза – в роли правителя Марса и гладиатора из того же сериала «Рим» - друга принцессы Теи в исполнении Джеймса Пьюрфоя. [caption id="attachment_13213" align="alignleft" width="580" caption="Кадр из фильма "Джон Картер""][/caption] Во-вторых, если сравнивать с книгой, то внесенные сценаристами изменения в сюжет повлекли за собой рождение третьей, вполне осязаемой силы, управляющей персонажами и противостоящей главному герою. Этот ход они позаимствовали, несомненно, из «Звездных войн», где незримый глава Ордена ситхов, направляя Дарта Вэйдера, ведет его к одной, понятной лишь ему самому цели. Надеюсь, что эта новая интригующая сюжетная линия увидит продолжение в последующих фильмах «барсуманской» саги, а не станет неразгаданным аппендиксом в сюжете. Сценарий претерпел изменения еще и из-за того что диснеевская компания решила ориентировать фильм на семейный просмотр, поэтому в фильме нет откровенных любовных сцен или рек крови, да и бои главного героя показаны на общем плане, исключая какую-либо неприятную натуральность. Огромный бюджет в 250 000 000 $ дал полную гарантию того, что в фильме есть на что посмотреть, особенно если вы являетесь поклонником качественной картинки. Бои на арене с марсианским зверьем и баталии в воздухе очень эффектны и прорисованы до мельчайших деталей, заставляя поверить на время фильма в существование марсианского мира. Зеленых аборигенов под три метра ростом с небольшими бивнями и кучей рук и прочую фауну красной планеты можно описать одной фразой из фильма: «Они уродливы, но они прекрасны». Фильм идет в двух вариантах: обычном и в 3-D. Однако самым слабым местом оказались именно 3-D эффекты, при таком большом количестве спецэффектов 3-D картинка смотрелась максимум на 2,2D. Реклама перед фильмом с вылетающими вперед цифрами от 5 до 1 была куда объемней, чем 3-D эффекты этого фильма. Поэтому можно сэкономить и пойти на обычный кинопоказ. К слову сказать, грешить на качество самого кинотеатра я не могу, так как смотрела там уже некоторые фильмы в 3-D, например «Аватар» и «Пункт Назначения» и осталась вполне довольна объёмным изображением. [caption id="attachment_13218" align="alignleft" width="580" caption="Кадр из фильма "Джон Картер""][/caption] Хотелось бы подчеркнуть, что это уже не первая попытка экранизации марсианского романа Берроуза. Сама идея о создании фильма по мотивам книги, которой зачитывались целые поколения мальчишек и девчонок по всему миру, давно не давала покоя самым разным кинематографистам. В свое время за неё намеревались взяться и Джордж Лукас, и Роберт Родригес, и Роберт Земекис, и Джон Фавро, но по разным причинам идея так и оставалась невоплощенной. Только в 2009 году режиссером Марком Аткинсом был создан мокбастер (низкобюджетный фильм) по первой книге саги с одноименным названием «Принцесса Марса». Фильм получился примитивный. Его не стоит рассматривать всерьез, особенно учитывая те жалкие спецэффекты, уровень которых не отвечал ни тому времени, ни требованиям фантастического произведения, ни возможностям киностудий. А ведь тогда с экранов уже сошли все эпизоды «Звездных Войн», «Аватар», «Звездный путь» и многое другое. Поэтому было обидно, что первая экранизация знаменитого романа оказалась низкобюджетной и незаслуживающей внимания поклонников. Продюсеры из «Уолт Дисней Компани» своей экранизацией дали второй шанс зрителям и поклонникам насладиться фантастическим марсианским миром Берроуза, миром который не стареет со временем, который является прародителем многих схожих миров у других писателей, миром, в котором есть настоящее понимание о долге, дружбе и любви.