22 марта в концертном зале Мариинского театра выступит Чечилия Бартоли.
Приезд итальянской певицы в Петербург обставлен предельно тихо: во всем городе нет ни одной афиши, информация о концерте появилась на официальном сайте меньше чем за две недели до события, а программа выступления певицы до сих пор остается неизвестной. А между тем концерт Чечилии Бартоли в Петербурге – мало с чем сравнимое по значимости культурное явление. Вряд ли кто-либо хоть раз слышавший колоратуры Бартоли сможет перепутать ее с кем-либо еще.
В биографии певицы отсутствуют неудачи: выросшая в оперной семье, Чечилия начала заниматься вокалом еще в детстве, получила образование в римской консерватории, дебютировала в Гранд-опера, и с тех пор успешно выступает в крупнейших театрах мира, сотрудничает с ведущими оркестрами мира и записывает собственные диски. Чечилия Бартоли прославилась прежде всего как исполнительница барочной музыки, удачно попав в течение крайне популярного сейчас аутентичного исполнительства. Она стала одной из первых, кто освоил барочную технику легких виртуозных пассажей. Вокальная техника Чечилии поражает воображение: она виртуозно и, как будто не открывая рта, исполняет сложнейшие колоратуры, она обладает потрясающей техникой дыхания, которое кажется бесконечным. Бартоли умудряется исполнять арии, предназначенные для певцов-кастратов, то есть для людей, обладавших женским голосом и мужским объемом легких, и делает это великолепно. Она легко перескакивает с одного регистра в другой, кажется, что все технические сложности, которые русские оперные певицы исполняют с выражением невероятного усилия на лице, не доставляют ей вообще никакого труда.
Однако все эти ухищрения имели бы чисто спортивный интерес, если бы они не имели непосредственного отношения к музыке. Весь свой богатейший технический арсенал Чечилия использует с большим вкусом и умом. В противоположность закостеневшей академической манере исполнения, ее стиль отличается живостью, экспрессивностью. Каждая фраза, каждая нота в ее исполнении осмысленна, если в музыке есть повтор – то второй раз мелодия прозвучит иначе. Все, что Бартоли поет, осмысляется, проживается ею заново. Ее трактовка той или иной вещи может вызывать отторжение своей повышенной театральностью, мерой экспрессии, но это всегда будет трактовка цельная и убедительная. Ее исполнительская позиция такова, что главное – это то, что ты хочешь сказать, смысл, эмоция, все остальное – лишь средство, оно вторично. И в следовании этой своей позиции певица достигает невероятной убедительности.