17 марта в музее современного искусства «Эрарта» будет впервые в Петербурге исполнено «In C» Терри Райли, пожалуй, самое известное произведение американского минималиста.
Биография Терри Райли поистине удивительна. Этот музыкант за свою долгую (он родился в 1935 году и жив по сей день) жизнь успел абсолютно все: проехать по Америке на фургончике, жить с «детьми цветов», поиграть по кабакам и прочесть курс лекции в университете. Успешная карьера и контракты со студиями звукозаписи абсолютно не помешали ему внезапно уехать в Индию на полгода учиться искусству раги. Терри Райли черпал вдохновение из самых разных источников: к числу его увлечений относятся композиторы нововенской школы, индийская, испанская музыка. Бессмысленно ставить вопрос о том, относится ли его музыка к академическому или к современному направлению, для самого музыканта этой границы явно не существовало. Он сотрудничал с музыкантами обоих стилей и является авторитетом в равной мере для тех и других. Он записал альбом «Church of antrax» с Джоном Кейлом из группы «The velvet underground», писал музыку для Kronos kvartet, основал ансамбль KHAYAL, специализирующийся на групповом вокале и инструментальной импровизации, сотрудничал и продолжает сотрудничать с такими музыкантами, как виртуоз табла Закир Хуссейн исполнительница на китайской старинной лютне пипа Ву Ман и другими. Терри Райли справедливо называют отцом минимализма. Это направление фактически отвергает ту составляющую, которая для всей предшествующей музыки была основополагающей – процессуальность, или попросту время. Вся музыка ХIX века строилась на последовательном изложении сюжета. Музыка представляла собой своего рода драму: завязка, кульминация, итог. Райли же поставил на первое место совсем другой принцип. Когда соприкасаешься с его музыкой, абсолютно не имеет значения, слушаешь ли ты её с начала или с середины, потому что основной её закон – бесконечная повторяемость. Это музыка, воспринимать которую следует не событийно, а погружаясь в неё на манер медитации. По сути дела, минимализм по-своему решил проблему разрыва между музыкой академической и популярной. В эпоху, когда академическая традиция благополучно умерла и подавляющее большинство слушателей оказалось неспособно воспринимать сложные мировоззренческие конструкции классических композиторов, Терри Райли предложил свой метод создания «серьезной музыки». Метод очень простой и доходчивый для любого слушателя, не требующий от него никаких затрат для восприятия. По сути дела, большой вопрос – является ли минимализм шагом вперед или это такая простота, которая может перечеркнуть завоевания предшествующей музыкальной культуры. Однако, в любом случае, это явление заслуживает пристального внимания. Что касается произведения «in C» - это культовое для музыкантов, работающих в этом стиле, произведение было создано в 1964 году. Его партитура состоит из 53 фрагментов (паттернов) которые могут исполняться любым составом в произвольном темпе, задан лишь их порядок. Количество раз, которое звучит фрагмент, каждый музыкант определяет самостоятельно, поэтому музыканты начинают играть вместе, но постепенно партитура «расползается». Исполнение произведения требует от ансамблистов большой слаженности, ведь оно должно оставаться благозвучным и согласованным по ритму. Проблему «состыковки» музыкантов композитор решил, включив в произведение пульс на ноте «до». 17 марта, чтобы исполнить «in C», соберется ансамбль из 20 музыкантов, включающий клавесин, балалайку, фагот, арфу, баян, валторну, струнные и клавишные.Автор проекта - Антон Глушкин