Главная » «Мумий тролль»: сеанс лирической медитации
«Мумий тролль»: сеанс лирической медитации
10.03.2012
"Мумий Тролль". Клуб "Stadium.live". Москва. 7 марта 2012.
Отголоски восточной мудрости в рок-н-ролльных текстах отечественного производства традиционно связывают с именем Бориса Борисовича Гребенщикова. «Мумий тролль» – иная масть, иной калибр, другого поля ягоды. И между тем, уже который год дальневосточная команда неутомимо насыщает мир трансцендентной беспечностью, которой позавидовали бы и буддистские монахи, и эскимосские шаманы, и индийские брахманы.
Много воды утекло с тех пор, как «Мумий тролль» взорвал все мыслимые чарты постэсэнгэшного пространства. Ироничные баллады и ладно скроенные боевики, перечеркнувшие непримиримость рока и попсы, легко вписались в общую тональность 90-х, срезонировав с эстетикой постмодерна и найдя отклик у широких масс, изрядно подуставших от вечно угрюмой российской действительности. Время планомерно двигалось вперед, реализм беззастенчиво вытеснял утопию, а сфабрикованные звезды – героев рок-н-ролла. Однако талантливое дуракаваляние «троллей» по-прежнему востребовано публикой как действенный, надежный антидепрессант. Причин тому немало. Во-первых, харизматичность, раскрепощенность и профессионализм всё так же притягательны для самых искушенных меломанов. Во-вторых, в чудаковатом мире лирических героев Лагутенко практически нет места безысходности, а бытовые неурядицы и трудноразрешимые вопросы становятся прекрасным поводом беззлобно посмеяться над миром и собой. Большинство «программных» вещей «МТ» транслируют непринужденный пофигизм и легкое отношение к жизни. Фирменная улыбка Ильи Игоревича лукаво напоминает о вреде излишней серьезности, а интеллект, настырно проступающий сквозь всевозможные ужимки, заставляет поверить в благоразумность эдакого мировосприятия.
В последний раз «МТ» играли в Москве осенью. Нынешний концерт, заявленный как «самый нежный» и приуроченный к 8 марта, открыли молодые участниками трибьют-проекта «Делай меня точно» – «Moremoney» и «Manicure». Главные же герои вечера предстали перед публикой после эффектной световой игры и дефиле китайского дракона. Самый обаятельный разгильдяй отечественной музыкальной индустрии и его бравая команда – все в несерьезных праздничных костюмах – вынырнули на сцену прямиком из зала. Первым пунктом плей-листа значилась «Фантастика». Густой гитарный звук исполненного следом трека «Руда» настроил танцпартер на нужный лад, и концерт стал постепенно набирать обороты. Старый добрый хит «Ранетка» с характерным соло Цалера, «Морская болезнь» и лирический блок с самой теплой, пожалуй, «троллевской» пластинки «Меамуры» были встречены весьма доброжелательно. В какой-то момент сцену скрыл полупрозрачный занавес, превратившийся в большой экран для незатейливых цветных проекций и крупных планов. Под пронзительные рулады хита «Моя певица» Лагутенко неспешно обогнул заслон, спустился в зал и на специальном постаменте триумфально въехал в самую гущу разогретой толпы. Этот своеобразный стейдж-дайвинг привел публику в восторг и стал первой кульминационной точкой вечера.
Вообще крайне интересно наблюдать за тем, как Лагутенко строит взаимоотношения со слушателем. В подтверждение негласного жизненного правила он остается любимцем публики, не прилагая к тому видимых усилий и будто бы нисколько не заботясь о производимом впечатлении. Музицирование в свое удовольствие и неподдельный кураж в итоге производят куда больший магнетический эффект, нежели натужные попытки заигрывать со зрителем, к которым частенько прибегают персоны шоу-бизнеса.
Энергообмен музыкантов с залом продолжался. Редко исполняемые треки с альбома «8» («Весна», «О, рай!», «В этом свете», «Мамы дочерей») сменились обоймой композиций, узнаваемых с первых аккордов, тем более что группа предпочитает обходиться без ощутимых перемен в аранжировках. «Делай меня точно» Лагутенко посвятил всем мамам, находившимся в зале, в том числе своей; «Кот кота» – парням, которых угораздило родиться в предпраздничные дни, в частности музыканту Евгению Субботину и своему сыну Игорю. Добрым словом была помянута и годовщина выхода пластинки «Морская».
Лихо прозвучали песни, исполненные на бис: насмешливая «Невеста», погружающие в нирвану «Дельфины», «Ему не взять тебя» с затяжным инструменталом и буйством ритм-секции. Финальным аккордом стал «Владивосток-2000», который «тролли» обыграли с присущим им креативом: на сцене развернулось натуральное побоище китайского дракона с воинами тьмы. Победа, разумеется, досталась клыкастому, но обаятельному зверю. На этой воодушевляющей ноте музыканты прошествовали за кулисы, попрощавшись с публикой на неопределенный срок, поскольку в ближайшее время им предстоит кругосветное путешествие, совмещенное с записью нового альбома. Неистощимой фантазии и жизнелюбию «троллей» можно только позавидовать. При этом их вечное стремление к оригинальности не выглядит надуманным: похоже, что им попросту неинтересно быть как все. Уникальный коллектив, что тут еще скажешь.
А чьи такие отличные фотографии?
красота! действительно — «уникальный коллектив, что тут еще скажешь».