Главная » Большие неприятности маленького мальчика
Большие неприятности маленького мальчика
30.03.2012
«Мальчик с велосипедом» («La gamin au velo»)/2011/Режиссёры: Жан-Пьер и Люк Дарденн/Бельгия, Франция, Италия.
Искусство бельгийских режиссеров Жан-Пьера и Люка Дарденн предельно реалистично. Фильмы про обычных людей в их рутинной, лишенной гармонии повседневности легко вызывают зрительское сопереживание, ведь ситуации, в которые попадают герои, весьма узнаваемы. В то же время смотреть на эту откровенную «голую правду» приятно далеко не всегда: принцип «искусство над жизнью» в данном случае полностью исключается, а жизнь, как известно, нередко похлеще любого хоррора. Эмоциональный надлом усугубляется полной обезличенностью места действия, поскольку мир одинаково несовершенен везде, и все происходящее в нем не имеет национальности.
Город Льеж, в котором проживает герой нового фильма братьев Дарденн мальчик Сирил (Тома Доре) тоже никак не обозначен. Пространство усреднено до абсолютного слияния с «просто улицами», «просто парикмахерской», «просто кафе». И это среднеевропейское «просто благополучие» начинает разрушаться с первых кадров фильма «Мальчик с велосипедом» - очередной истории о том, как мальчик ищет отца и о том, что плохих детей не бывает.
Ребенок с печатью социального неблагополучия на веснушчатой мордашке с завидным упорством многократно сбегает из приюта, чтобы найти папу и узнать, когда же он снова заберет его домой. В квартире, где Сирил проживал вместе с отцом, он не находит не только родителя, но и своего любимого велосипеда. Случай сводит героя с владелицей крошечной парикмахерской Самантой (Сесиль де Франс). Событие, на первый взгляд, незначительное и проходное, оказывается главной поворотной точкой сюжета, в жесткой реальности которого появляются несвойственные стилистике режиссерского дуэта сказочные мотивы. Сочувствуя горю мальчишки, Саманта сначала выкупает его велосипед, а потом берет опеку над бедолагой и взваливает на себя нелегкий груз отношений с колючим и изверившимся «ежиком».
[caption id="attachment_13059" align="alignleft" width="580" caption="Кадр из фильма "Мальчик с велосипедом""][/caption]
Картина обладает исключительной драматургической точностью и являет собой зрелище не для глаз, а для души. Авторы фильма призывают наблюдать не за действием, а за поступками персонажей, за развитием их характеров. И это представление невероятно увлекательно.
Психологизм поведения главного героя, еще почти малыша, только вступающего в подростковое сознание, выстраивается с абсолютной правдивостью. Сказочность поворотов его судьбы постоянно разбивается о нелицеприятную жестокость окружающего мира, который обрушивает на ребенка доселе незнакомые переживания боли, предательства и слабости взрослых. Мальчик мгновенно приспосабливается к миру взрослых, принимает защитную стойку и становится сильнее обстоятельств. Его доверие отныне распространяется только на потрепанный велосипед — макгаффин, вынесенный в название фильма. За эту последнюю ниточку, связующую его с прошлой жизнью, он готов сражаться до конца.
Словно в отместку за предательство отца, Сирил разбивает и устоявшуюся обиходность своей спасительницы Саманты. До поры он не способен оценить ее жертвенность и искреннюю заботу, но как только убеждается в неотвратимости отцовского отступничества, приникает к ней с непосредственностью бездомного зверька, почуявшего ласку. Решительность перерождения чувств не несет в себе ни грана фальши, поскольку детской душе не присущи рефлексии, она чистосердечно реагирует на «хорошо» и «плохо».
[caption id="attachment_13061" align="alignleft" width="580" caption="Кадр из фильма "Мальчик с велосипедом""][/caption]
Цветовое решение фильма тоже отлично работает на сюжет. Суровым будням в жизни мальчика с велосипедом противопоставлен мир ярких красок и солнечных дней. Этот жизнерадостный фон, изначально присущий детскому восприятию, служит раздражителем, не позволяющим забыть о том, что зло не выбирает между большими и маленькими.
Социальная сказка братьев Дарденн создана в лучших традициях европейского гуманизма. К малышу Сирилу взрослые относятся не как к ребенку, а как к маленькому человеку, к личности, чьи проблемы вызывают сострадание и уважение. Терпение, толерантность и понимание неуклюжих, порой преступных попыток мальчишки вернуть прошлое с точки зрения российской ментальности попросту неслыханны. Душераздирающие сцены детского отчаяния (превосходная игра маленького актера Тома Доре) сменяются уверенностью в том, что дитя все-таки попадет в хорошие руки.
Герой остается жив, взрослому не дают совершить подлость. Сказка прочитана, добро неизменно побеждает. Последние сцены фильма рождают стойкое ощущение, что авторы не знали, как его закончить и потому еще раз окунули героя, а заодно и зрителя в жестокую правду жизни. Финал не потонул в сладком сиропе, а братья Дарденн сохранили лицо и репутацию художников, утверждающих, что жизненные драмы не имеют определенного места жительства.