Джулиан Барнс. "Предчувствие конца". 2011 год.
Еще не утихли обсуждения автобиографической книги Джулиана Барнса «Нечего бояться», где автор в свойственной ему непринужденной манере рассуждает ни много ни мало о категориях бытия и смерти, как у российской аудитории появилась возможность познакомиться с романом «Предчувствие конца», который в прошлом году был отмечен Букеровской премией.
Простая жизненная история, составляющая фабулу романа, закручена в мудрёную спираль – именно в таком замысловатом виде она существует в голове главного героя по имени Энтони. Герой этот всё время сетует на память, имеющую досадное свойство искажать былые чувства и события до неузнаваемости. Постепенно восстанавливая эпизоды прошлого, оттеснённые в область подсознания причудливыми механизмами психики, Энтони шаг за шагом распутывает интригу, связывающую некогда близких ему людей.
Подтверждая тезис о том, что роман – это развитие характера во времени, Барнс размышляет над алгоритмом превращения энергичного и дерзновенного молодого человека в осторожного обывателя-середнячка, а с другой стороны, отмечает, что человеческая сущность остаётся неизменной, лишь эгоизм и жестокосердие, свойственные юности, несколько выцветают под влиянием времени. Автор не склонен осторожничать с обобщениями, и, похоже, ему действительно есть что сказать и о возрасте, и о памяти, и о проблеме подведения жизненных итогов. Когда все карты биты, а козыри так и не пущены в ход, когда оглядка на пройденный путь оставляет ощущение его полной несуразности, утешением может послужить разве что чистая совесть. Непоправимые ошибки молодости напрочь лишают героя этой роскоши.
В конечном итоге это роман об ответственности. Миниатюрный аккуратный томик, написанный легко и динамично, ничего не стоит проглотить за вечер. Жаль, что ответы Барнса на житейские вопросы разжеваны здесь до предела, так что читателю почти не остается поводов для умственного напряжения. А ведь бестселлер, по идее, интеллектуальный.