Простые примеры: Большая вода
В прошедшем году сразу несколько заметных издателей опубликовали релизы, объединённые одним только моментом — звуками воды в той или иной форме. Записанные и переработанные шумы глубоководных аппаратов, кротких капель или пошлых уже прибоев. Лейблы, кроме общего на всех хайпа, ничто больше не объединяло, чтобы заподозрить в этом коллективную тенденцию. Появлялись релизы один за другим в самых разных странах. Вряд ли это можно назвать феноменом текущего момента — уверен, океан множество раз записывали и до того. Но тут-то его начали использовать люди, относящиеся к новой модной электронике: британскому гэриджу, актуальному Ritm & Bass и просто бит-культуре.
Если попытаться найти этому разумное объяснение, то получается примерно следующее: эти глубоководные звуки отлично смотрятся в контексте практически любого жанра современной электроники. Фундаментальный смысл вопроса в том, что вся современная электроника так или иначе произрастает из бэйс-музыки. А в ней теряют своё дурное значение самые избитые и пошлые приёмы. А в поэтическом смысле это выглядит примерно так: переливающиеся синтезаторы жанра вонки будто срисованы с весёлой капели сталактитовых пещер, а движения водных масс не отличить от продуманного бэйслайна. Перспективы звуков воды в современной музыке равны перспективам полевой и диктофонной записей. В плюс играет только одно замечание: движения воды рисуют динамичную картину, дают повод для движения или танца. Ниже — лучшие примеры использования океанических красот в современной музыке.
1. Scuba — «Minerals» [«Triangulation», Hotflush Recordings, 2010]
Альбом: «Triangulation»
Лейбл: Hotflush Recordings, 2010
Судя по всему, первый подобный пример в истории. Но и идеальный во всех отношениях электронный альбом. Здесь есть, наверное, всё необходимое для настоящего блокбастера: мощный сюжет и внимание к деталям, сильная подача, но и наличие второго дна. Работает это примерно как вечный двигатель: привлекательная динамика вынуждает углубиться в процесс, что со временем возвращает слушателя к первопричинам. Для Скубы это главная и последняя удача — следующие работы может и будут хороши, но совсем другими достоинствами и в другом жанре. Ах да, в треке «Minerals» как раз исполняется та идея слияния продуманного бэйслайна и большой воды.
[youtube]PgXRXRicS9A[/youtube]
2. Balam Acab — «Welcome» [«Wander/Wonder», Tri Angle Records, 2011]
Альбом: «Wander/Wonder»
Лейбл: Tri Angle Records, 2011
Этого молодого американского артиста в прошлом году занесли в первые списки популярного витч-хауса. Занесли, как оказалось, ошибочно. Впрочем соображение не слишком ошибочное — текучие вокалы слишком уж ладно резонировали с такого же поведения водой. Последнюю тему он до совершенства довёл в следующей долгоиграющей работе. От любых ярлыков тем самым избавился, но, кажется, проиграл. Именно эта концепция становится по соседству с эмбиентом. С ним же — теряет любые качественные оценки. Такая запись уже не может считать хорошей или плохой. Она просто существует сама по себе, нравится это кому-то или нет. А эмбиент получается со знаком «минус» — в попытках разглядеть тьму на расстоянии вытянутой руки.
[youtube]hJkXkf3GNxg[/youtube]
3. Nguzunguzu — «Wake Sleep» [«Timesup» EP, Fade to Mind, 2011]
Альбом: «Timesup» EP
Лейбл: Fade to Mind, 2011
Совпало это или же намеренно, но первый релиз американского подразделения Night Slugs разыграл водную тему на пару с Jam City. Причём на том же лейбле. У последнего тема заканчивается сразу, в названии, и только «Timesup» честно развивает заявленную тему. Поскольку подразделением этим заведует Kingdom, то понятно, что развивать её будут в интересах гибридного R&B, или, как любят сейчас говорить, Ritm & Bass. Чем американский дуэт и занимается: делает музыку футуристичную, но в чём-то и прититивную. Проще говоря, разностороннюю и привлекательную. Вода отвечает заданным критериям — казалось бы, пошлая радуга фильтров, но гипнотически привлекательна бессмысленной мощью.
[youtube]PfWjhW04Il4[/youtube]
4. Sumeo — «Concrete» [«Birds», Ritmo Sportivo, 2011]
Альбом: «Birds»
Лейбл: Ritmo Sportivo, 2011
Единственный пока пример глубоководного звука в отечественной музыке. Более того, у бурятского музыканта Алексея Цыренова. Хоть его лонгплей, по всем статьям, про птиц, небо и воздушность. Но начинается он нужной нам темой, заканчивается, кстати, тоже — звонкими каплями. Как водится, к неспешным битам из даунтемпо такой окрас как нельзя кстати. «Испошлить» жанр всё равно не получиться, скорее уж вытянуть — при определённой изобретательности. По словам музыканта, это было не самым характерным для него материалом, но главный мотив и желание всё равно выдержанны. Эта музыка не вторгается в личное пространство слушателя, но позже становится песнями, которые невозможно вспомнить, как бы они ему не нравились.
[youtube]kbft32LkU_o[/youtube]
"Для Скубы это главная и последняя удача — следующие работы может и будут хороши, но совсем другими достоинствами и в другом жанре. " — WTF?
Послушайте последние несколько ЕР или синглов.