30-го ноября в театральном центре «Открытая сцена» состоялся открытый предпремьерный показ студентов Русской Школы Физического Театра, которая начала свое существование в сентябре этого года. Жанр постановки «Шесть лет спустя» авторы определили как «вольные интерпретации впечатлений от прочтения стихов И. А. Бродского, выраженные языком танца».
Афоризм «Танец-это немая поэзия, а поэзия – говорящий танец» как нельзя лучше характеризует поэтику Иосифа Бродского – его стихотворения по самой своей природе настолько пластичны и музыкальны, что не возникает никакого сомнения в том, что они могут и должны быть воплощены в танце. Но насколько удалось учащимся РШФТ пластическими средствами передать сложные поэтические образы?
Спектакль «Шесть лет спустя» - итог трехмесячного обучения студентов под руководством педагогов РШФТ: Максима Диденко, Алисы Олейник, Татьяны Лузай и Сергея Хомченкова (все – бывшие актеры театра Derevo).
Результат работы учащихся сложно назвать однозначным, во многом потому, что студенты Школы обладают совершенно разным уровнем физической подготовки и образованием – среди учеников есть как выпускники театральных ВУЗов, так и те, кто выходит на сцену впервые, что, конечно, не может не бросаться в глаза. Однако в этом, вероятно, можно усмотреть не минус, а плюс, ведь, тем, кто лишь начинает прокладывать свой путь в профессию, дается возможность перенимать навыки не только у мастеров, уже сделавших себе имя, но и у своих же коллег, обладающих большим опытом.
Поэзия Бродского, как литературный материал для постановки – выбор достаточно смелый и неожиданный, хотя бы по причине того, что возлагает серьезную ответственность на плечи его интерпретаторов. С другой стороны, стихи Бродского дают богатое подспорье для творчества. Сама ритмика стихотворений, геометрические формулы, в которые поэт нередко заключает свои лирические переживания, размышления о месте человека в пространственно-временной системе координат и многие другие элементы его сложносочиненной поэзии могут послужить ключом к воплощению впечатлений, полученных от прочтения произведений Бродского средствами пластического театра.
Общий тон постановки задает одноименное стихотворение Бродского, написанное им по поводу шестой годовщины супружеской жизни с Мариной Басмановой. Отношения между мужчиной и женщиной – тема, объединяющая все этюды учащихся. Под вопросом, правда, остается то, насколько глубина чувств и градус эмоций, облекаемых учениками РШФТ в танец, соответствует эстетике Бродского. Оговорка авторов «вольные интерпретации» вроде бы страхует постановку от подобного рода замечаний, но фигура Бродского представляется слишком значимой, чтобы с ней не считаться.
Помимо прочего, сами этюды выполнены пока в достаточно разнородной технике, что лишает постановку цельности. Одни сцены совершенно абстрактны – во взаимодействиях с различными предметами едва улавливается какая-то метафора, другие напротив, транслируют вполне конкретную историю из жизни – например, муж, который несколько лет подряд приходит домой только под Новый Год, каждый раз принося елку.
Злую шутку сыграл с постановкой и еще не успевший выветрится дух театра «Буфф», которому когда-то принадлежало помещение «Открытой сцены». Атмосфера школьного актового зала, излучаемая пространством, в котором игрался спектакль, рождала совершенно посторонние ассоциации. «Кентавр», изображаемый двумя артистами, один из которых прячется под покрывалом, или персонаж, «улетающий в космос» на картонной ракете с прорезью-иллюминатором – невольно заставляли вспомнить школьные спектакли, в которых все мы когда-то принимали участие.
Однако, несмотря на то, что спектакль находится еще в «рабочей» стадии, уже прослеживаются векторы, по которым студенты, вероятно, будут двигаться дальше. Сейчас навыки, приобретенные учащимися, еще не входят в их инструментарий, а пока, скорее, демонстрируются как достигнутый результат. Студенты открыто подражают своим мастерам, копируя их технику, и индивидуальный творческий почерк каждого из учеников находится в процессе становления – хотя об этом говорить, в принципе, слишком рано, три месяца – чрезвычайно маленький срок. Постановки такого рода тем и привлекательны, что мы можем наблюдать живой творческий процесс – поиск собственного пути, применение на практике только что приобретенных навыков, изучение собственного физического и духовного потенциала.
Увидеть «официальную» версию постановки «Шесть лет спустя» можно будет на закрытии III фестиваля neverбальных премьер «Точка отсчёта» 18 декабря в музее и галерее современных искусств ЭРАРТА (Большой зал).