«Резня» /Режиссёр Роман Полански/2011/ В ролях: Джоди Фостер, Кейт Уинслет, Кристофер Вальц, Джон Си Райли.
В новом фильме Романа Полански «Резня» вы не увидите детективно закрученного сюжета с мистическим налетом. Нет тайных организаций и заговоров. По сути, здесь даже отсутствуют загадка и намек на интригу. Ставшие узнаваемыми перемещения в пространстве, тончайше простроенный визуальный ряд, дающий представление о пограничных состояниях человеческой психики и границ мира реального и потустороннего, уступают место подчеркнуто «бытовому», замкнутому стенами одной квартиры существованию камеры.
Незамысловатая история встречи родителей двух подравшихся сорванцов перерастает в словесный бой, где единомышленники через минуту оказываются противниками, а в финале каждый закономерно остается наедине со своим мнением. А сорванцы, как и положено детям, движимым по большей части инстинктами и порывами, в финальных кадрах увлеченно разговаривают в парке.
Опасность, преследовавшая героев фильмов Полански извне, теперь не актуальна. Весьма инфантильные герои Деппа («Девятые врата»), Николсона («Китайский квартал»), Гранта («Горькая луна»), Макгрегора («Призрак») или Броуди («Пианист»), конечно, противостояли некой силе и вынуждены были идти до конца, подгоняемые событиями сюжета, сложившимися обстоятельствами или просто отсутствием выбора. Остановиться было не в их власти. Как раз это и роднит героев прошлых фильмов режиссера с нынешними.
Только теперь опасность скрыта в них самих, в инстинктах и естественных потребностях, которые не смогла искоренить «цивилизованность». Бог Резни заставляет их, благополучных, воспитанных и терпимых к другим, выискивать зацепки для разговора и одновременно отпустить рождающиеся эмоции. Проводить гостей до лифта, тем самым исчерпать инцидент – это слишком просто и «пресно». Поэтому так увлекательно следить, как растет напряжение: очень медленно, но не остановимо. И для этого Полански достаточно монтажа героев на средних планах. Почти без внешнего действия, почти без происшествий. Лицо и диалог.
В зрительских откликах на фильм часто всплывает слово «театральность». Это не совсем точное, лучше сказать, совсем неточное слово. Да, фильм снят по адаптированному для экрана варианту пьесы «Бог Резни» (Ясмина Реза). В остальном – это кинопроизведение. Говорливое, лишенное активного физического действия как такового, но кино. Пожалуй, кроме рвоты героини Кейт Уинслет и ею же выброшенного в вазу с цветами телефона мужа трудно что-то вспомнить. Потому что, повторюсь, все внимание направлено на внутренний план.
Миролюбиво начавшаяся встреча семейных пар, которые решили обсудить драку их сыновей, могла бы закончиться вполне «цивилизованно», если бы герои не оказались в заложниках противоположных по сути, но сработавших на один итог, начал. Желание показать себя воспитанными и тактичными толкают принимающую сторону на высказывание гостям предложения остаться. Гости же, в свою очередь, не могут отказать – сначала из вежливости, позже, потакая желанию высказаться.
И когда двери квартиры закрыты, начинают работать элементарные законы физики. Градус напряжения растет – герои становятся активнее, диалоги резче, высказывания смелее и искреннее, эмоции ярче. Постепенно драматург и режиссер убирают подпорки, на которых основано существование каждого из четырех уже вполне сложившихся и определивших свое место в обществе людей. У адвоката (Кристофер Вальц) забирают телефон. Его жену (Кейт Уинслет) – лишают образа безупречной дамы. Нарушают идеально выстроенный хозяйкой (Джоди Фостер) дома порядок. Хозяину (Джон Си Райли) дают возможность быть собой, без наложения социальных ролей. Героям дискомфортно. Квартира становится ареной, где законы цивилизации сталкиваются с первобытными инстинктами. И все это филигранно представлено в актерской игре. Как никогда постер к фильму соответствует самому фильму. Лица, вот зачем нужно внимательно следить каждую минуту. Высокопарно выражаясь, в них происходит явление противоборствующих сторон.
Если вы уже успели посмотреть «Резню», то сходите еще раз, чтобы этот фильм увидеть.
Тоня Антонова
Отзывы
Комментариев: 0
26 декабря 2011 в 19:47
Liliya Shtekel
спасибо за рецензию. обязательно пойду посмотреть. а потом — "чтобы увидеть"…
спасибо за рецензию. обязательно пойду посмотреть. а потом — "чтобы увидеть"…
спасибо за рецензию. обязательно пойду посмотреть. а потом — "чтобы увидеть"…