"Палата номер Жесть". «ON. Театр». Режиссёр Денис Шибаев.
Два года назад лучшим по итогам Первой режиссерской лаборатории «ON. Театр» командам была предоставлена возможность поставить на малых сценах БДТ и «Балтийского дома» эскизы спектаклей по произведениям А. П. Чехова и по пьесам-литературным основам самых известных спектаклей Г. А. Товстоногова.
Казалось бы, ограниченное количество репетиций и заданная «сверху» тема – условия не самые подходящие для создания театральных шедевров. Однако среди результатов этих двух экспериментов спектакль-участник фестиваля «Пять вечеров» - знаменитая володинская «Блондинка» Екатерины Максимовой. И, вот, чеховская «Палата № 6» режиссера Дениса Шибаева.
Спектакль «Палата №6» (или «Палата номер жесть») – серьезнейшее произведение, несмотря на всю свою формальную фриковость. Баланс между надмирной иронией и достоверным драматизмом здесь - в точке совершенства. Антураж спектакля игровой, постмодернистский: «подцитированная» из «Записок провинциального врача» (да и ещё черт знает откуда!) мизансцена со столом, который переворачивается и превращается в кафедру, пёстрая музыкальная подборка, напоминающая среднестатистический плэйлист «В контакте», – здесь и случайный траурный марш, и дурацкая песенка из «Южного парка», и пара серий из закромов «театра у микрофона» «Радио России», и поп-панковская песенка группы «Палата люкс».
Компания обитателей «палаты» - шесть полифоничных и, в сущности, бесполых персонажей – вот они под клубную музыку пляшут в «Фиделе» (условно), вот они пьют водку на кухне, вот они рассуждают о судьбах родины и о бессмертии души. Этакая чеховская группа лиц без центра (пятерых из них исполняют артисты - Дарья Степанова, Валерий Степанов, Андрей Папанин, Артём Хвостеев, Олег Коваленко), а шестой персонаж – набитый мешок – тюфяк, туловище. К слову, мешок является полноправным членом общества, он – часть каждой мизансцены, наравне с живыми артистами - он сидит за столом вместе со всеми, более того, когда приходит его очередь произнести спич, он продолжительно молчит с кафедры…
Интрига начинается, когда зритель ловит себя на сочувствии к доктору Андрею Ефимовичу, который говорит о том, что избавлять людей от страданий бессмысленно и излишне. Доктор при этом интонирует по-путински, то есть пародирует символ эпохи «Палаты № 6» в её истинном всероссийском масштабе. Вырисовывается ещё один (уж не знаю питерский ли, шибаевский ли) вариант современного героя. Это молодой представитель интеллигентной профессии (врач, артист – какая, в сущности, разница?), философствующий, но не верящий в возможность перемен, понимающий несовершенство политического строя, но не видящий альтернативы.
Наше поколение, которое называли «путинским» ещё в начале нулевых, ещё тогда, когда всем не было так очевидно, кто победит на выборах в 2012-м. Поколение просвещенное, и оттого осознающее и остро переживающее собственный конформизм.
Впрочем, спектакль совсем не о политике и интересен совершенно другим – возможностью понаблюдать за тем, как современный петербургский театр принимает Чехова в свой узкий новодрамовский контекст. То есть, по большому счёту, это Новая драма, в самом прямом и в самом прекрасном смысле. Режиссер Шибаев сделал спектакль в формате лаборатории «ON. Театр», ни на минуту не отступая от осознания того, что ставит Чехова. Я к тому, что было бы интересно увидеть в исполнении этой команды и других представителей новой драмы. Ибсена, например.
Я просто выпал, нереальная штука, всем ходитьььь.
Господин Трегубов, Академию в ее «натуральном» виде я уже не припоминаю, а ремонтировать надо, в первую очередь, больное сознание/сознанИИ. Потому что пока ТАМ будет бардак и болезнь, никакие другие ремонтные работы не помогут.
Скорее всего спектакли будут еще и в январе…я слышал , говорят что будут….по крайней мере обещали продержаться до майских….
Спектакль будет 25 ого декабря. В воскресенье. Надо сходить…
А мне кажется , что это кущЮнство с большой буквы Ю, ставить Чехова в лабораторном пространстве. Я , лично , спектакль не видел , но обязательно пойду и посмотрю. Потому что мне кажется . что за последние полгода, лаборатория постепенно превратилась в средне статистический подвальный театр из Питера, коих- в этом город насчитывается штук 10, извините за сравнение ШТУК., и если это спектакль не окажется ЛАБОРАТОРНЫМ, спектаклем в поиске автора,а будет похож на очередную подвальную постановку «театра- тряпочки» по классическим правилам СТАРОЙ ПЕТЕРБУРЖЖЖСКОЙ ШКОЛЫ то мне станет совсем грустно, и я повешусь, ну углу Пестеля и Моховой. Или сброшусь со строительных лесов, в которых уже несколько лет находиться Театральная Академия, может быть и не надо ничего ремонтировать????
Даешь Ибсена!!!
Даешь современный театр!!!