«Метаморфозы» по мотивам Овидия. Проект «Платформа». Режиссёр Давид Бобе. Москва.
Недавно французский режиссёр Давид Бобе поставил на Новой сцене МХТ спектакль «Феи» со студентами курса Кирилла Серебренникова из Школы-студии МХАТ. Теперь он начал делать с ними новую работу на Винзаводе в рамках проекта «Платформа». Спектакль «Метаморфозы» на основе поэмы Овидия - идея масштабная и сложная для воплощения. В итоговом его варианте, который будет создан Бобе совместно с Серебренниковым, должны участвовать французские акробаты и конголезские танцовщики. А пока 29 и 30 октября можно было увидеть эскиз спектакля в формате work-in-progress, начальную стадию его пути.
Бобе переносит действие античных мифов и их героев в сегодняшний день, заставляя архетипические сюжеты звучать так, как будто они написаны сейчас и говорят о современном человеке. Во Франции распространён прозаический перевод «Метаморфоз», с которым провести такое преображение было бы гораздо легче – однако российского аналога ему пока не существует. Впрочем, для Бобе это не проблема. Текст своих спектаклей он всегда создаёт во время репетиций, при активном участии актёров и постоянного соавтора, драматурга Ренана Шено. И в «Метаморфозах» античный гекзаметр то и дело перемежается сленгом, репликами, которые сочинили актёры. Конкретный исторический момент существует в тесном сопряжении с вечностью, герои оказываются одновременно мифологическими персонажами и людьми XXI века, такими же, как мы.
Они обитают на свалке истории, среди покорёженных проржавевших машин. Один за другим они вылезают изо всех щелей – дверей, багажников, капотов. Выходят вперёд, называя свои имена: «Я Мидас», «Я Нарцисс. Из-за меня погибла прекрасная девушка», «Я Овидий – я написал эту книгу!». Это имеет для Бобе принципиальное значение – для него важна прямая идентичность актёра и образа, при которой артисты не просто принимают на себя чужую личину, но отождествляют себя с теми, кого играют, представляя, что было бы, окажись они сами на месте того или иного героя. Он понимает театр как личностное высказывание, прямо и открыто произносимое из уст конкретного человека, не прячущегося за маской, а говорящего от собственного имени.
Мифы в спектакле рассказываются самыми различными средствами. Какие-то полностью умещаются в диалоге актёра и актрисы на гигантском заднике-экране, какие-то озвучиваются со сцены, сопровождаясь хореографией и сложным видео-артом. Иногда рассказчик истории и её молчаливые исполнители – это разные лица, иногда зачитывающий миф актёр сам же его разыгрывает, иногда возникает и непосредственное драматическое действие. Структура «Метаморфоз» свободна и вариативна – они создаются на основе актёрских этюдов, почти ни один из которых не отвергается режиссёром. Актёр, запинаясь и заикаясь, своими словами пересказывает сюжет о Нарциссе и нимфе Эхо, со смешными оборотами вроде «смоталась, грубо говоря по-русски», «воспылала – так у Овидия» и «вот в такой грубой форме он ответил на её утончённую любовь» - так уничтожается всякий след пафоса и пиетета, которые возникают сами собой каждый раз, как только слышишь слово «античность». А в следующую секунду он вдруг сам становится Нарциссом, и исчезают дефекты речи, и проза превращается в белый стих, и вот уже страсть и отчаяние во всей подлинности.
Предваряет историю Нарцисса бессловесный эпизод. Парень и девушка в чёрных одеждах встают посреди сцены на большом расстоянии друг от друга. Медленно и сосредоточенно раздеваются догола. Потом идут навстречу, в самом центре пути едва заметно соприкоснувшись, и меняются местами. Он надевает её платье, она – его штаны и кофту. Снова приближаются друг к другу. Она нежно проводит рукой по его щеке. Расходятся. И всё это в абсолютной тишине, напряжённой и завораживающей. Я могу найти много объяснений этой сцене. Связать её с мифом о Нарциссе, или с одним из тех, что прозвучали раньше. Написать о том, как любовь превращает двоих разнополых людей в одно существо, или просто о синтезе мужского и женского начал, при котором одно подменяется другим. Но я не хочу этого делать – потому что перед нами был момент целостный и самодостаточный, не нуждающийся в разъятии и обличении в слова. Он был полностью сыгран на языке тела, аккумулируя смыслы на физиологическом уровне и противясь вербализации. Это physictheatre в чистом виде – прямая передача чувств действием. И в лучшие минуты «Метаморфозы» достигают именно такого совершенства, при котором слова кажутся лишними.
Связующей нитью спектакля становится сочинённый Бобе герой в исполнении актёра МХТ Сергея Медведева. Человек, осуждённый богами на превращение в тварь, но не ставший ею до конца, застывший в полулюдском обличии. Он начинает «Метаморфозы» и завершает их. Грязный, оборванный, он мечется между обрывками бумаг и целлофана, рассказывает о своей судьбе, взывает к невидимым и глухим божествам, посылая молитвы в отверстие давно высохшего бензобака. Просит у них спасения, требует его, посылает им проклятия. Существует в бесконечном одиночестве и страдании, среди пустоты обезбоженного бытия. Снова и снова пытается разрешить загадку о трёх чашах. В одной добро, во второй зло – что же тогда в третьей? Он перебирает множество вариантов, в конце концов приходя к выводу: тоже зло. Потому что зла – больше. Персонаж Медведева оказывается для Бобе метафорой современного человека – застывшего между двумя мирами, между отрицанием и утверждением, ненавистью и любовью. Потерявшегося в чересполосице смыслов и неспособного их обрести, незнающего надежды в отсутствие идеала. И всё же этот отверженный узник явно проигрывает героям мифов, которые у Бобе живут полной жизнью, любят горячо и неистово, проходят свой путь, понимают свои заблуждения, терпят кару, но сохраняют масштаб страстей и искренность порывов. Бобе в своём великодушии не знает виноватых, вызывая сочувствие даже к девушке, влюбившейся в родного отца и обманом заставившей его овладеть ею. Он признаёт за каждым право на любовь и право на ошибку, утверждая человеколюбие и гуманизм в степени, крайне редкой как сегодня, так и во все времена.
В «Метаморфозах» пока что-то затянуто, явно есть много лишнего. Сентиментальная наивность Бобе и его завороженность красивыми эффектами порой достигают зашкаливающего градуса. Но спектакль движим острым нервом сегодняшнего дня, в нём пульсирует время, чьи разнонаправленные токи вдруг встречаются в одной точке. Как и «Феи», он формирует поколенческое высказывание. «Метаморфозы» - спектакль молодых и для молодых, сплочённый волей к изменению мира.
И о насущном: неужели взаправду нет хороших фотографий события???
Коля, никакой Платонов «Пир» не сравнится по силе пропаганды гомосексуализма со страницей Николая Радужного В контакте!
Спасибо, читал эту пропаганду гомосексуализма-:)
Коль, прочти диалог «Пир» Платона, мне что-то подсказывает, что он тут не лишний.