Кино забавное и не очень
14-й международный Манхэттенский фестиваль короткометражного кино собирал переаншлаг в кинотеатре «Родина» в каждый день показа. И это только в Санкт-Петербурге. В этот раз зрители смогли посмотреть конкурсную программу в 30 городах России. Всего же фестивальное движение охватило 200 стран, причем, действовал принцип единовременности. По итогам зрительского голосования фильм-победитель объявлен. С цифрами покончено. Собственно, от них никуда было не деться, ведь это и есть цель Манхэттенского фестиваля как очередного проекта глобализации, где основным критерием отбора является массовость. Десять фильмов – два часа разношёрстных жанров: комедии, фарса, драмы, ужаса, хроники. Что-нибудь да понравится. На заре немого кино поступали аналогично. Режиссёры фильмов разбились на два лагеря: те, кто решил позабавиться, и те, кто решил, что забавляться будут другие. Большая часть фильмов режиссёров, сидящих в окопах первого лагеря, представляет собой неудавшийся анекдот. Зритель такие зрелища очень любит и благодарно смеётся. Забавлялся по делу только Рубен Остланд, рассказывая «Случай перед банком» (в Берлине, очевидно, смеялись безудержно и дали Золотого медведя за лучший короткометражный фильм в 2010-м году). Режиссёр признался, что выстраивал каждую мизансцену, как хореограф, воссоздавая реальные события 2006-го года. На этом и строится фарс в его фильме. В жизни, как оказалось, - тоже. Канадские режиссёры треш-мюзикла «Легенда бобровой плотины» Джером Сэйбл и Эли Батальон, по сути, честно признались, что плевать они на всё хотели, да и вообще никого, кроме себя развлекать и не собирались. В результате встаёт вопрос: что это было?! А вообще у Сэйбла и Батальона несравненный талант: плевать они далеко умеют. Режиссёры второго лагеря не столь оптимистичны (пофигистичны), они работают в жанрах социальной драмы и мелодрамы. Перуанец Хулио Рамос представил довольно крепко и совсем не ново сделанную историю о враче, который ещё и сын больной матери, таксист и вынужденный соучастник преступления. Точка. Швейцарский режиссёр Джеральдин Зассо сняла фильм «Мак» - историю малолетней матери, которая вынуждена отдать своего ребёнка. С точки зрения социального аспекта фильм получился противоречивый: то ли девочка становится матерью, то ли она играет в неё – до конца не понятно. Вероятно, и то и другое. Пафосным финальным аккордом фестиваля прозвучал документальный фильм Абу Бакр Шоки «Пятница мучеников» о событиях в Египте и отставке Мубарака. Из всей конкурсной программы более всего выделяется «Лес» венгерского режиссёра Карпати Дёрдь Мор. Суровый, сдержанный, молчаливый и нервный, фильм-примечание в списках. По окончании сеанса зрителям раздавались анкеты для голосования. Но там как в бюллетенях на выборах президента отсутствовала глава против всех – значит, что-то должно было понравиться.Екатерина Митяйкина
Тысяча человек и пара критиков В Манхэттенском кинофестивале короткометражных картин нет ничего чрезмерного. Нет чрезмерных амбиций, нет чрезмерного эстетства, нет чрезмерной режиссуры. Все более или менее укладывается в ровные ограничения сюжета, сценария и самой фестивальной структуры. Зато эпатаж манхэттенского фестиваля велик. Потому что ключевое слово здесь – демократия. А последняя любит пошуметь. И уже внутри картин, добросовестно отрабатывая основной прием, кричат герои, самозабвенно наслаждаясь демократичностью сценариев и исчерпывая заданный жанр. Межконтинентальная эйфория передается и зрителям – начинает шуметь зал. В последний день показов в Петербурге в просмотровом зале не было свободных мест. Политика фестиваля сработала на ура: через друзей, знакомых и отзывы на сайтах по цепочке передалось жизнеутверждающее послание – лучший фильм выбираешь ты сам. С точки зрения киноискусства таковые правила либо ещё слишком рано устанавливать, либо уже безнадежно поздно. С точки зрения кинофестиваля – это безукоризненный ход. Как и ход с видеообращениями режиссёров и самого директора фестиваля. И только тем десяткам, которые знакомы с творчеством Кроненберга, в моменты трансляции становится не по себе. Ведь это у него ещё в 1982-м, в кинокартине «Видеодром», с общения посредством видеозаписей (прямая цитата на происходящее, помимо множества косвенных, разбросанных по всему творчеству режиссёра) начиналась история о том, как виртуальное пространство внедряется в человеческую жизнь, неминуемо извращая не только образ мысли, но и формы плоти. Тем временем история с шумом продолжается. Наиболее ценные картины ограничиваются если не минимальным количеством выразительных средств, то умеренностью жанра, будь то мелодрама или пародия. Это не значит, что полнокровные и вызывающие фильмы плохи (хотя бывает и так). Просто они настолько самодостаточны, завершены, что там просто не остается места для невосполнимого смысла. Как бы там ни было, если есть шанс, что «тихие» картины будут замечены и оценены по достоинству, факт остается фактом. Шуметь в тишине неудобно, особенно если вокруг 1100 человек. Вот люди и шумят после громких, разухабистых короткометражек.Ирина Марголина
ОКОЛОтематические статьи, рекомендуемые к прочтению:
Анастасия Сенченко "Хроники-2011: Манхэттенский фестиваль короткометражного кино"