Паскалина Ноел (Pascualina Noel). «Марта Грэм, по ту сторону…» («Martha Graham, beyond…» ). В рамках международного фестиваля танца «Open Look». 2-9 июля. Санкт-Петербург.
«Тело никогда не лжёт».
Марта Грэм.
Выступление Паскалины Ноел состояло из трех миниатюр, частично переосмысляющих хореографию знаменитых основоположников танца модерн. Это «Плач» и «Юдифь» Марты Грэм, и «Леди Макбет» Мэри Энтони. В «Плаче» широкое платье, которое разные танцовщицы после Марты Грэм обыгрывали по-разному, у Ноел приобрело вполне эпический размах и цвет, — красный подол покрывает всю сцену, создавая резкий контраст с черным задником. Обилие ткани на платье, резкие размашистые движения делают образ ярким и запоминающимся. Ноел идет на крайний контраст — красное и черное. Хотя можно было обыграть ткань широко расставленными ногами и руками – она, напротив, минимизирует движения. Танцовщица стремится к контрасту не только цвета, но и идеи — максимум ткани, минимум жестов, и из-за этого танец рождает новую выразительность. Подол платья расстелен по всему полу сцены, она сама стоит посредине. Тонкая, четко очерченная красной тканью фигура в темной пустоте. Резкие изгибы, как судороги — танцовщица то сгибается пополам, то внезапно выкидывает вверх ногу, и складки красной ткани послушно скользят, скрадывая резкость движений, создавая новые формы. Для Грэм в танце важны были эмоции, передаваемые движением; жесты, которые рассказывали о душевном состоянии яснее слов. Важно это и для Ноел. В ее танце опущенные плечи — смятение, отчаяние; взметнувшиеся к небу руки и ноги — надежда; а падение на пол в финале, в «красное море» — «плач», смирение с болью. В танце «Леди Макбет» костюм Ноел походит на одежду римского воина: снизу плиссированная юбка, сверху — корсет словно «латы», и все это цвета «милитари». Тема войны, от античности до наших дней, в танце сквозная. Вначале показана любовь леди к своему телу — руки танцовщицы словно гладят друг друга. Жестов немного, они наполнены самолюбованием, достоинством и одновременно сдерживаемой страстью. Но постепенно в этих руках оказывается нож, — и вот, после осознания преступления, леди остается в белой рубашке, запачканной кровью, и пытается стереть пятна с одежды теми же движениями, какими вначале «любовалась» собой. Она лежит на спине, иногда вздрагивая и вытягивая руки вверх, к лучу света, падающего на нее. «Юдифь» — женщина в светлых одеждах. Она лежит в соли, рассыпанной по полу, как в жертвенном круге. Говорят, рассыпать соль — к беде, и Юдифь готова принести себя в жертву ради спасения своего города. В ее резких и размашистых движениях словно раскрывается «закулисье» танца — танцовщица не скрывает усилий, с которым дается ей каждый жест. Движения не плавно перетекают друг в друга, а рождаются словно спонтанно, последующее выталкивает предыдущее. Марта Грэм говорила: «Тело никогда не лжет». За время выступления тело Паскалины Ноел не солгало зрителю ни разу.Текст, фото: Дарья Малкова