Японский киномарафон
В «Красном платочке» ракурсы разнообразны и камера активна. Она движется за действующим лицом. Тосио Масуда снял обычное, на первый взгляд, детективное расследование. В кадре большее внимание уделяется человеку, а не человеку в среде обитания: камера часто располагается не в стороне от героев, а над ними (верхние планы). Камера провожает героев, предупреждает их действия.
История проста. Два друга-напарника, Миками и Исидзука, долгое время охотились на наркоторговцев. При проведении операции им удалось взять старичка - Хираоку, который причастен к этому бизнесу. У Хираоку есть молодая и прекрасная дочь, в которую влюбляются оба полицейских. Но старик не хочет сотрудничать с полицией. Хираоку пытается бежать из участка, и Миками приходится убить его, что следователи восприняли как должностное преступление (смерть свидетеля). Проходят четыре года – оба напарника ушли из полиции. Только Миками стал странствующим бардом, работающим на стройках века, а Исидзука разбогател и женился на дочери Хираоку. Миками приходится вернуться в свой город и разобраться с прошлым. Оказывается, побег Хираоку подстроил его друг Исидзука, который впоследствии стал наркодилером. Ситуация в участке повторяется, только на месте Хираоку теперь Исидзука. Миками знает, что стрелять нельзя, но он хочет отомстить за испорченную репутацию, а, следовательно, испорченную жизнь. Раздается выстрел… Но это стреляет дочь Хираоку, которая по незнанию жила с убийцей своего отца. Расследование происшествия в полицейском участке оказывается не просто желанием выявить истину, а способом восстановления своей чести и отмщения за смерть родителя – история в духе японского менталитета.
Картина «Легенда о Нараяме» более других, упоминавшихся выше фильмов, известна в мире кино. В 1983 году фильм получил золотую пальмовую ветвь фестиваля в Каннах. Фильм – притча о жизни японской деревни до модернизации (до революции Мэйдзи в 1867).
Сёхэй Имамура создал картину, главной особенностью которой стали поэтический монтаж и «живой» кадр – даже неодушевленные предметы (например, дерево на западной дороге), попадающие в объектив камеры, представляются живыми, окутанными тайной. Композиция фильма построена в соответствии с временами года. Кадры о событиях, происходящих с героями, монтируются с кадрами либо с аналогичными примерами из жизни животных и состояний природы, либо с противоположными. Так проявляется основной конфликт фильма – материального (или природного, или физического) и духовного (или культурного, или божественного).
В основу фильма положен рассказ о древнем обычае горной деревни Нараяма: каждый достигающий семидесятилетнего возраста должен уйти умирать в горы, тем самым продемонстрировав свою веру в бога горы и лишив обедневшую деревню лишнего рта. Героиня Орин достигает этого возраста. Хотя у нее еще полно сил, она должна уйти в горы. Но в ее семье нет мира и покоя. В последний год своей жизни она наводит порядок в семье, и, для продолжения обычая – уходит умирать голодной, холодной и страшной смертью на гору Нараяма. Помимо национальных обычаев и верований в историю заложены и другие мифы. Например, старший сын Орин убил своего отца и унес в горы умирать свою мать (миф об Эдипе). «Легенда о Нараяме» - фильм-притча о жизни и смерти, о сугубо национальном, но в тоже время общечеловеческом, фильм о законах природы.
Киномарафон заканчивают три фильма Такэси Китано. Его дебютом в мире кино как режиссера была картина «Жестокий полицейский», в которой заметен еще не до конца сформированный стиль режиссера. Много крови, жестокость и насилие, доведенные до абсурда, до комического эффекта. В «Жестоком полицейском» Такэси Китано не только режиссер, он исполнил главную роль – полицейского с непривычными способами ведения расследования – он жесток, применяет насилия к своим подопечным и обвиняемым. Но он справедлив и заботлив (особенно, когда дело касается его единственной сестры). Его уважают, немного боятся. Расцветом режиссерского стиля Такэси Китано считается картина «Точка кипения». В ней видны основные приемы постановщика – повторение бессмысленного действия для передачи абсурдности и комичности ситуации; жестокость, доведенная до гротеска; игра с жанром боевика – много крови, огня, динамики действия, однако по сюжету ничего не происходит и не меняется; события представлены лишь как завязка и развязка (с пропуском самого действия), что дает комический эффект.
«Точка кипения» во многом проамериканское кино (культ бейсбола, игра с жанром боевика, резкий монтаж). Кадр описателен и статичен – это характерно для японских фильмов. История разборок разных группировок якудза в финале оказывается двойным самоубийством влюбленных и поступком, восстанавливающим честь главного героя. Самурай, чтобы доказать свою невиновность и верность, должен был сделать сиппоку тупым деревянным ножом. Восстановление чести в фильме Такэси Китано представлено иначе. Герой, доказывая другу, что он не струсил, а просто так сложились обстоятельства, угоняет бензовоз и вместе с возлюбленной въезжает на нем в офис главного якудза противников.
Завершает «забег» по истории японского кинематографа фильм Такэси Китано «Снял кого-нибудь?» - яркий представитель постмодернистского направления. Как таковой истории в картине нет. Есть только обстоятельства: Асао одержим сексом, и на протяжении всего фильма предпринимает разнообразные, часто нелепые попытки «снять» какую-нибудь девушку. Картина представляет собой набор скетчей и пародий на кинематографические жанры; стеб над своими (Такэси Китано) фильмами (особенно «Затойчи»); художественное высмеивание знаменитых явлений различных культур: Америка – комиксы, Европа – аллюзии на классическую литературу, Восток – национальные танцы и песни. Абсурдность и комизм ситуаций стали неотъемлемыми качествами стиля Такэси Китано. Все виды юмора – простонародный и ярмарочный (связанный с фекалиями и пинками), «черный» (торжественно-тупое нагромождение смертей), эротического характера (с мужским стриптизом и женской баней), интеллектуальным (зашифрованная пародия на известные фильмы или книги). Фильм «Снял кого-нибудь?» создан по всем правилам постмодернистского направления, в котором видна эстетика Такэси Китано.
Японские кинорежиссеры смогли синтезировать киноприемы различных стран и традиций, создав киноклассику японского кинематографа. Искушенный петербургский зритель ознакомился за это время с тенденциями развития кинематографа страны Восходящего Солнца. Следующие этапы показов японского кино представят питерским киноманам творчество современных режиссеров (с 18 по 24 ноября «45 японский кинофестиваль», киноцентр «Родина»), также ретроспективу фильмов Синдо Канэто, мастера социального кино (с 8 по 18 декабря в киноцентре «Родина»).
стеб над своими (Такэси Китано) фильмами (особенно «Затойчи»)
«Затоичи» снят практически 10 лет спустя :)