Япония более популярна в России, чем в самой Японии.
(50 фактов о русских)
Японская осень в Петербурге выходит за рамки сезона дождей. Так, восьмой фестиваль «Японская Осень в Санкт-Петербурге» начался в августе и закончится в конце декабря. А уже в феврале начнется ежегодный фестиваль «Японская Весна в Санкт-Петербурге».
В рамках нынешней Японской осени пройдет три этапа ретроспективы японского кино. Первый из них, под названием «Выдающиеся японские кинорежиссеры – пионеры разных эпох: от Никкацу Экшн к Такэси Китано», прошел с 25 по 31 августа в киноцентре «Родина». На этих показах были представлены классики японского кинематографа, которые мало известны миру, кроме, пожалуй, Имамура Сёхэй и Такэси Китано. Хотя, конечно, программу можно было построить иначе – показать фильмы «загадочного сфинкса» Акира Курасава, или вызывающего Нагиса Осима, или отражающего национальную культуру в своем творчестве Ясудзиро Одзу. Однако не стоит забывать, что петербургский зритель искушен, поэтому и были выбраны следующие кинопроизведения: «Ураганный барабанщик» (Умэцугу Иноуэ, 1957), «Горячий источник Акицу» (Ёсисигэ Ёсида, 1962), «Красный платочек» (Тосимо Масуда, 1964), «Легенда о Нараяме» (Имамура Сёхэй, 1983) и три фильма Такэси Китано – «Жестокий полицейский» (1989), «Точка кипения» (1990) и «Снял кого-нибудь?» (1995).
Организаторы фестиваля предложили данную программу не случайно – в ней представлена тенденция развития от традиционной манеры съемок к чистому игровому постмодернизму. За шесть дней зритель ознакомился с процессом развития японского кинематографа за пятьдесят лет.
Умэцугу Иноуэ привнес в японскую манеру съемки (сбалансированные общие планы, статичная камера, театрализованные мизансцены, склонность к созерцанию, человек и окружающее пространство представлены как единое целое) приемы голливудского кинематографа 50-х годов – акценты на детали и крупные планы.
«Ураганный барабанщик», на первый взгляд, история вполне американская – Сёити мечтает стать барабанщиком в джазовом ансамбле. Он много тренируется, но часто из-за своего необузданного характера попадает в неприятности. Хозяйка джаз-бэнда Мияко берет его под свое покровительство, помогает выиграть в соревновании с Чарли, ведущим барабанщиком Токио, и стать лучшим барабанщиком Японии. Подопечные Чарли коварно разлучают ставший любовным союз Мияко и Сёити, сломав музыканту пальцы рук и сделав его калекой, неспособным играть на барабанах. Однако в финале влюбленные воссоединяются и верят в прекрасное будущее, ведь Сёити еще может петь.
История приобретает национальный колорит благодаря чисто японским мотивам поведения героев. Сёити решает стать лучшим барабанщиком Японии, чтобы завоевать любовь и уважение своей матери. Мать презирает сына за то, что он занимается несерьезным, по ее мнению, делом и увлек за собой младшего брата, который стал композитором. А это вполне японская тема: почитание предков и подчинение воле родителей (идеи синтоизма и конфуцианства). Поэтому главное для Сёити не столько суметь одолеть коварного соперника, а вернуть расположения матери, не отказавшись от своей мечты.
Синтез традиций японской и американской культур виден и в музыке фильма. Порождение «черной» Америки – джаз – сочетается с традиционными японскими песнями. В финале симфонический оркестр под управлением брата Сёити исполняет композицию с джазовыми вариациями и вариациями на тему национальных мелодий. Так что Умэцугу Иноуэ действительно пионер своего времени, сумевший синтезировать различные культуры, приемы и традиции.
В «Горячем источнике Акицу»Ёсисигэ Ёсида кинематографический кадр наполнен атмосферой (или настроением). Манера съемки режиссера традиционна (любование общими планами и статичность). Но он наполняет кадр деталями, которые создают «подводное течение» смыслов. Например, сцена прогулки влюбленных происходит в весеннем вишневом саду, где на заднем плане видна традиционная процессия в честь праздника цветения сакуры. А сцена расставания – на фоне обильного снегопада в горах. Японское искусство отличается тем, что в нем есть национальный культурный шифр, который понятен лишь японцам. Обычное цветение сакуры аналогично празднику зарождения новой жизни. А зима – время расставания, время приостановки общего течения жизни. Фон в кадре у Ёсисигэ Ёсида не просто красочная декорация, а необходимая деталь, характеризующая состояния героев.
История «Горячего источника Акицу» традиционна. Еще в литературе эпохи Эдо (1603-1867) использовался расхожий сюжет – самоубийство влюбленных у горного горячего источника. Этот случай произошел в реальной жизни, хотя сценарист (тоже Ёсисигэ Ёсида) во многом переработал сюжет. Действие начинается в 1945 году. Тяжело больной студент Сюсаку едет в горную деревню Акицу, где находится лечебный горячий источник, чтобы совершить самоубийство. Он тяжело переживает поражение Японии во Второй Мировой войне. Молодая и жизнерадостная хозяйка гостиницы Синко исцеляет его и дарит веру в жизнь. «Даже цветок может быть предвестником бури» – этот алогизм становится ключевым для всего фильма. Синко так сильно плакала из-за поражения своей страны, что Сюсаку, глядя на ее переживания, нашел в себе силы жить дальше, ради искренних чувств.
Проходит время, и хотя Сюсаку стал уважаемым человеком в городе и удачно женился, он часто приезжает в деревню Акицу. Синко и Сюсаку любят друг друга, но они не могут быть вместе. Сюсаку предлагает совершить двойное самоубийство. Но жизнелюбие Синко снова спасло их от смерти. Они становятся любовниками. Годы идут. Сюсаку – уважаемый бизнесмен, живет со своей семьей в Токио, а Синко – покинутая любовница, которой из-за долгов приходится продать свою гостиницу. Сюсаку в очередной раз приезжает к ней, и теперь она просит его совершить двойное самоубийство. И хотя Сюсаку бывает счастлив только с ней, он не решается на этот шаг, сказав в оправдание, что они уже вышли из того возраста, в котором совершают самоубийства. Финал одновременно неожиданный и предсказуемый – Синко совершает самоубийство одна.
Почему «неожиданный»? История влюбленных у горячего источника известна всем японцам, и все ждут их двойного самоубийства. Неожиданно то, что его совершает лишь героиня. Традиционная ситуация в новые времена разрешается иначе.
Отзывы
Комментариев: 0
22 сентября 2011 в 12:33
A.V.
стеб над своими (Такэси Китано) фильмами (особенно «Затойчи»)
стеб над своими (Такэси Китано) фильмами (особенно «Затойчи»)
«Затоичи» снят практически 10 лет спустя :)