29 августа в петербургском музее современного искусства "Эрарта" прошёл поэтический вечер Веры Павловой, автора популярного и признанного, как в узких кругах любителей современной поэзии, так и среди тех, кто услышал или прочёл её стихотворения случайно, а полюбил раз и навсегда.
И это неудивительно - стихи Веры Павловой лаконичные, хлёсткие, страстные, язвительные, впивающиеся глубоко в душу благодаря редкому у современных авторов качеству вкладывать глубокий эпический смысл простым языком, узнаваемыми житейско-бытовыми образами буквально в несколько строчек. Нередко в журналистских рецензиях можно встретить сравнение её творчества с творчеством Марины Цветаевой, в Википедии прямо так и написали: "Продолжательница линии творчества Марины Цветаевой". Пожалуй, сходство у этих двух поэтов (кстати, Вера Анатольевна, в отличие от её великой «предшественницы», не против того, чтобы по отношению к ней употребляли женский эквивалент этого определения) в том, что обе они выдают эмоциональный, прямой и искренний самоанализ, выворачивающий женское сознание наизнанку. У обеих основная тема творчества - отношения мужчины и женщины, точнее - женщины к мужчине от "первоисточника", плюс домыслы и догадки об обратной связи. Но темы эти есть в любом творчестве - и поэтическом и прозаическом, мужском и женском, собственно, любовь - самая распространённая тема в художественной литературе. Просто женщин-поэтов гораздо меньше, чем мужчин, поэтому невольно происходит такое узкое сравнение. Аналогичным образом можно было бы назвать Шевчука последователем Маяковского за пропаганду идеологии, не принимая во внимание многие другие аспекты творчества. В «Эрарте» Вера Павлова прочла несколько стихотворений из своих сборников "Из восьми книг" и "Однофамилица". Открыв книгу, она сама назвала предстоящий процесс «сладкой пыткой». Хотя, конечно, ни для кого из пришедших пыткой стихи Павловой не стали, все испытывали, кажется, лишь наслаждение. Те, кто знаком с ее произведениями, знают, что настроение у них всегда тревожное, даже трагическое, но при этом от стихов остается парадоксальное жизнеутверждающее ощущение. В современную эпоху постмодернизма (или подходящего к концу постмодернизма - у кого из искусствоведов как), среди множества бессюжетных, коллажных, абсурдно-сюрреальных, экспрессивных образов и выражения чисто субъективного авторского видения, эта поэзия - как глоток живой воды. Повторюсь - простой язык, любому человеку знакомые жизненные ситуации, или архетипы, - все это мастерски сплетается в нескольких строчках: *** Телефонные кнопки похожи на четки: Господи, помилуй! Занято. *** Дочери на пейджер: «Срочно позвони». Господу на пейджер: «Спаси и сохрани». «Мам, я у Кирилла». «Ну, хватит, не кричи». Значит, получила. Значит, получил. *** За тобой, милый мой, как за каменной стеной: хочешь плачь, а хочешь вой, хочешь - бейся головой. Вот так каменная стена, во языцех ассоциирующаяся с крепостью и надежностью мужчины, приобрела иной эффект ледяной преграды, и тут же - ощущение безысходности, к сожалению, существующее иногда в отношениях. Надо ли для того, чтобы выразить такое состояние, искать сложных поэтических сравнений и строить замысловатые метафоры? Для этого, оказывается, достаточно элементарных житейских выражений, присказок, употребляемых на уровне рефлекса в конкретных ситуациях: как крючками уцепиться за них и подергать, самое что ни на есть - "задеть за живое", за больное. Вот так от слов, попадающих точно в цель, от знакомых всем и каждому ощущений в одну секунду становится и забавно и трепетно. Если что и называется здесь "сладкой пыткой", так именно это. Другой случай в этой поэзии, когда наоборот - из неприметного мгновения вырастает целый эпический смысл: *** Беременная черная кошка перебежала дорогу, что это может значить? Усилится ли несчастье, если черны котята, серая масть потомства лишит ли примету силы? Что ж, поживем увидим. *** Тринадцать дней и Новый год состарился. С каким злорадством я волокла на свалку елку! Ну-с, кто из нас вечнозелёный, кто долгожданный, кто нарядный, душа веселья, свет в окошке? И елка соглашалась: ты. Поэзия Веры Павловой – именно та поэзия, которая нас разбудит, обновит взгляд на простые ценности, "перезагрузит". А еще это тот случай, когда, глядя на творчество и проникаясь им, вновь и вновь подтверждаешь в своем сознании истины: "краткость - сестра таланта" и "все гениальное - просто".Текст: Тамара Москвичева
Фото: Лали Модебадзе