Николай Удинцев, Надежда Фролова
Ner-Tamin: «Мое вдохновение — в тенях и отблесках этого мира, которые я успеваю увидеть»
Публика, увлеченная броскостью и вычурностью современного искусства, кажется, все реже обращает внимание на тех художников, которые не соревнуются с коллегами в актуальности, а просто стремятся разделить со зрителем свое представление о мире. Петербургская художница Юлия Никитина, известная многим под никнеймом Ner-Tamin, как раз из их числа.
В Петербург она приехала год назад, после окончания Тюменского государственного университета, за это время Юлия успела завершить несколько творческих проектов: издать коллекционную колоду карт Таро, сюжетной линией которой стал мотив классического путешествия героя; подготовить к печати дневник сновидений и серию карт, посвященных архетипам в астрологии; а, кроме того, отрисовать мангу о Чародее, где на сорока страницах закладывается мифология цепочки сказочных миров.
В своих работах Юлия исследует специфический культурный пласт, с которым большинство из нас знакомо лишь по бытовым ритуалам и суевериям. Часто естественное опасение мешает людям почувствовать, насколько глубока наша связь с символами и образами, происходящими из традиций магического описания предметов и явлений. Юлия в своем творчестве старается обозначить эту связь, показать, как древние сказания продолжают жить в настоящем, и разделить ощущение цельности такого восприятия мира с другими. И манера художницы соответствует ее целям. В ее рисунках сочетается декоративность и пластичность модерна, условность и обобщенность графического языка современной манги, традиции русской академической школы.
Мы поговорили с Юлией о ее уже осуществленных проектах и творческих планах на будущее:
Николай Удинцев: Как создавалась твоя книжка о снах? Точнее, откуда ты доставала материал для образов и сцен?
Юлия Никитина: Сама идея появилась еще года два назад, когда я стала вести дневник сновидений. Когда записываешь сны регулярно, то становится заметно, сколько полезного можно из них добыть. Так что весь материал для окончательной версии книжки: и визуальный ряд, и текст, и местами даже верстка происходит из этого дневника. Сама книжка маленькая, там записано-зарисовано девять самых ярких снов, а после прилагается много чистых страниц — чтобы «Дневник сновидений» мог использоваться по назначению теми, к кому он попадет. По крайней мере, я в своем экземпляре уже пишу и рисую дальше.
Н. У.: У тебя во всех рисунках, а особенно в картах Таро, прослеживается один и тот же герой. Ты можешь рассказать, кто он и с кем ты его ассоциируешь, или это скорее бессознательное?
Ю. Н.: Легче всего было бы сказать, что это я, или что это была я на момент создания колоды, и не переживать по этому поводу. Однако в процессе работы выяснилось, что герой — личность совершенно отдельная и куда более благополучная и спокойная. В последнее время я редко возвращаюсь к этому образу, мы уже разошлись во времени. У него свое путешествие, у меня — свое.
Н.У.: Что вообще для тебя значит Таро и какой твой личный опыт работы с ним?
Ю. Н.: Для меня Таро — еще один способ описания структуры мира, в котором мы живем. Онболее поэтичный и образный, чем другие, и бывает сложно добиться точности описания, но есть ситуации, в которых этот способ более чем уместен. По моим ощущениям Таро дает возможность напрямую поговорить со всем, что тебя окружает, или хотя бы с собой.
Н. У.: Твоя история о Чародее - это часть Вселенной или отдельный рассказ? Ты предполагаешь развивать мангу новыми эпизодами, спин-оффами и прочим?
Ю. Н.: Сложно сказать. Скорее всего, получается, что Чародей — это мои глаза и уши в той Вселенной, где он обитает. С его помощью я наблюдаю за тем, что там происходит, и жду историй, которые можно рассказать. Если будут истории — будет и продолжение. Но, конечно же, мне бы этого очень хотелось. В итоге, если все пойдет хорошо, из всего этого может получиться сборник коротких рассказов о его странствиях.
Н. У.: Банально: музыка как-то влияет на твое творчество? Ты подбираешь треки с соответствующим настроением, когда работаешь?
Ю. Н.: Без музыки мне работать тяжело, приходится собирать целые сборники под определенные проекты или занятия. Хорошо подобранный музыкальный фон помогает удерживать нужное настроение или состояние настолько долго, насколько это необходимо. Иногда с помощью музыки удается сохранять нужный настрой месяцами — главное, чтобы ассоциации в голове срабатывали. А если просто говорить о моих любимых исполнителях, то среди них точно будут Garmarna, Dead Can Dance, Ólöf Arnalds, Gregorian. Еще я мюзиклы люблю.
Н. У.: От чего еще, помимо музыки, зависит твое вдохновение?
Ю.Н.: Хотелось бы верить, что мое вдохновение - в мире вокруг, но, сказать по правде, оно скорее в тенях и отблесках этого мира, которые я успеваю увидеть. Этого бывает вполне достаточно для работы.
Н. У.: Как выглядит твое рабочее место?
Ю.Н.: Сейчас у меня в распоряжении целый стол, на столе: компьютер, планшет, сканер, рядом лампа, на полках за монитором краски-кисти-карандаши, под столом — коробки с бумагой, медью, линолеумом.
Н. У.: Какие ты планируешь проекты в дальнейшем? Я слышал что-то о календаре…
Ю. Н.: Да, в скором времени я собираюсь выпустить небольшим тиражом календарь, как раз на 2012 год. Рисунки для него уже готовы — это двенадцать волшебных существ, которые в моем понимании ассоциируются с месяцами. Осталось только найти возможность отправить его в печать. Еще в этом году я надеюсь выпустить набор открыток со своими рисунками, закончить вторую колоду Таро, и несколько глав манги.
Следить за новыми работами Ner-Tamin можно в ее блоге: diary.ru/~nevesomoe-nebo