"Ханна. Совершенное оружие"/2011/Режиссёр Джо Райт.
Сценарий фильма «Ханна. Совершенное оружие» Сэт Локхэд написал в 2006 году. Его работа попала в «Черный список» - ежегодный рейтинг лучших нереализованных сценариев Голливуда, и благополучно легла в долгий ящик вплоть до 2009 года, когда свой интерес к проекту выразил сам Дэнни Бойл. Дальше интереса дело не зашло, и сценарий повторно оказался в пресловутом списке – на этот раз ненадолго: уже в 2010 году за фильм взялся Джо Райт («Искупление», «Гордость и предубеждение»), носящий в Голливуде достаточно сомнительный титул «режиссера-интеллектуала».
С работой над экшн-триллером Райт справился, вроде бы, неплохо: свои излюбленные длинные планы он использовал для съемок поединков, а супердинамичные погони под музыку «The Chemical Brothers» невольно наводят на мысли о культовой немецкой ленте Тома Тиквера «Беги, Лола, беги» - не хватает разве что анимационных вставок. С другой стороны, сама история оставляет множество вопросов: что, зачем и почему? В чем проблема – в сценарии, который попал в «Черный список» целых два раза, очевидно, по ошибке, или же в работе режиссера, который даже из «Гордости и предубеждения» умудрился сделать обыкновенную, хотя и очень красивую, костюмную мелодраму без надрыва и внутреннего конфликта?
Сюжетная канва фильма довольно проста: в дремучих лесах Финляндии бывший специальный агент, в не слишком убедительном исполнении Эрика Баны, выращивает дочь – прелестную девчушку шестнадцати лет, способную за полминуты уложить отряд «спецназа». Сирша Ронан, более привычная нам в роли жертв, на этот раз выступает безжалостным ассасином. На Ханну возложена миссия – избавить мир от спецагента Даны Скалли, то есть, простите, Мариссы Виглер. Кейт Бланшетт явно неспроста в этой роли: не может не бросаться в глаза внешнее сходство Сирши с молодой Кейт. Также невольно вспоминается роль Бланшетт в «Рае» того же Тиквера, где она так же, как и Ханна, мстит за смерть родного человека. Виглер – пожалуй, самый яркий персонаж картины, несмотря на то, что ее помешательство на зубной гигиене хоть и характеризует ее как control freak, но никак не реализуется в сюжете, а фатальное пристрастие к туфлям на высоком каблуке кажется не вполне логичным.
Оказавшаяся на секретной базе ЦРУ в Марокко Ханна проделывает опасный путь через всю Европу в надежде встретиться со своим отцом в Германии, преследуемая харизматичным киллером в исполнении Тома Холландера (тоже интересный тип – не понятно, смеяться над ним или плакать от ужаса). Тут-то количество вопросов и начинает зашкаливать: допустим, факт, что герой Эрика Баны шестнадцать лет «взращивал» это самое «совершенное оружие» в надежде рано или поздно отомстить Виглер, вместо того чтобы спокойно взорвать базу ЦРУ или же просто пристрелить ее на улице, мы принимаем как творческую условность. Вопрос, каким образом Эрик умудрился вырастить здорового ребенка в полной изоляции среди тайги, тоже не учитываем. Но зачем было учить девочку арабскому и японскому языкам, и при этом не объяснить ей, что такое электрический чайник? Ханна знает, сколько мышц задействовано в поцелуе, но не знает, какую смысловую нагрузку он несет. Она совершенно не адаптирована к жизни в обществе. В своем бедуинском наряде ошарашено оглядывающаяся по сторонам девочка напоминает инопланетянку - как она может слиться с окружающими и выполнить свою миссию? Видна потуга режиссера показать конфликт «дикарки» Ханны с цивилизацией – но наличие самого конфликта как такового противоречит сюжету. Сцена расстрела телевизора эффектна и символична, как и выходящая из волчьей головы Марисса Виглер, но их присутствие в фильме никак не оправдано.
Эмоциональный подтекст происходящего также размыт: отношения Эрика и Ханны абсолютно нелогичны. В рамках сюжета возможны два варианта: либо отец растил дочь исключительно как орудие мести – в таком случае, почему он так переживает за нее, ведь идеальный солдат должен быть готов к смерти? Либо между ними все же существуют обыкновенные родственные чувства – тогда вопрос, какой же любящий отец отправит свое чадо на верную смерть, вместо того, чтобы спрятать девочку где-нибудь в Штатах и зажить тихой семейной жизнью? Все снова сводится к вопросу «почему». Основные события фильма сводятся к «пшику» на пустом месте, хотя и красивому «пшику».
В плане атмосферы и картинки режиссер и оператор поработали на славу: картину смотришь на одном дыхании. Но вопросов слишком много. По всей видимости, увлекшись картинкой, Райт напрочь забыл о содержании. «Ханна» рассыпается как карточный домик, из которого вынули всего одну карту, сразу после просмотра, хотя и оставляет после себя приятное послевкусие и рефлекторное желание увидеть фамилию «Тиквер» в финальных титрах.
и правда. в фильме совсем нет стройности и связей. ждать продолжения?)
саундтрек охуенен!