Текст, фото: Анастасия Фёдорова
Одна ночь в музее
С 21 на 22 мая в Петербурге прошла ежегодная всемирная Ночь музеев. В петербургские белые ночи приобщаться к культуре особенно приятно, тем более что многие музеи, особенно маленькие, открывают свои двери лишь раз в году, и каждый готовит свою, уникальную программу специально к акции.
В этом году центральной темой всей ночи стал Космос – бескрайний и необъятный, загадочный и враждебный, занимавший человека ещё со времён античности. Искусство всегда волновала эта тема – сколько написано о звёздах, далёких планетах и других мирах! «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого, произведения братьев Стругацких, стихотворения Бунина, Пушкина, Тютчева, Рождественского, Высоцкого… Многие художники и музыканты искали и нашли вдохновение в «высших сферах».
Петербургские музеи в эту ночь предложили своим посетителям ещё раз проследить историю космоса и его покорения от древнейших времён до наших дней. Более 60 различных площадок, галерей, выставочных центров подошли к теме с разнообразных позиций – от научно-технической до литературно-поэтической.
Несмотря на налаженное транспортное сообщение между музеями (всю ночь по нескольким маршрутам ходили специальные автобусы), всё посетить, конечно, было невозможно. И дело не только в огромном количестве интересных экспозиций - зачастую большие очереди отбивали всякое желание посещения особо популярных мест, например, Планетария, Артиллерийского музея, Лофт-проекта Этажи, зоопарка… Однако, и малоизвестные площадки были не менее интересны – например, в библиотеке имени Тимирязева демонстрировался уникальный документальный фильм «Космос – точка зрения на Землю», снятый на орбите российскими космонавтами, и была организована встреча с инженерами авиаконструкторского бюро, которые читали лекцию про первые космические спутники.
Далеко не все музейные перформансы и экспозиции напрямую относились к космической тематике. Хотя все пытались соответствовать. В Центральном музее Октябрьской железной дороги всем посетителям предлагалось ознакомиться с поистине космическими технологиями железнодорожного дела. На фоне предзакатного неба старинные локомотивы и новейший ядерный «космодром на колёсах» смотрелись поистине величественно. Кроме того, специально для акции в музее проводилось множество авторских экскурсий, играл замечательный джаз-бэнд, была возможность сфотографироваться в фирменном костюме и постоять в кабине настоящего работающего тепловоза середины прошлого века. В обычные дни такого, конечно, не увидишь, да и работает музей неоправданно редко. То же самое относится и к музею городского электротранспорта, который удалось «отстоять» всем миром от закрытия осенью. На Васильевском острове в старом трамвайном парке собраны раритетные вагоны, от первой петербургской конки до знаменитой «американки» и трамваев советской эпохи. Так же в экспозиции есть несколько старых троллейбусов разных десятилетий. Во время акции посетители могли покататься на раритетах и послушать экскурсию об истории самого экологического транспорта в Петербурге.
Многие площадки интересны как днём, так и вечером – в первую очередь, это относится к зоопарку. Ведь некоторые животные активны только ночью, так что все желающие могли увидеть совсем недавно родившихся птенцов совы, которые смешно топтались по клетке под присмотром заботливой мамы. В ночь музеев зрители искали земные прототипы «небесного зверинца» - льва, степенных овнов и многих других, дремлющих и бодрствующих животных. Из несомненных плюсов можно отметить отличную программу, рассчитанную как на взрослых, так и на детей. Различные развлекательные и познавательные игры не давали никому соскучиться, а показательное ночное кормление, несомненно, было ярким и впечатляющим событием.
К сожалению, минусов тоже хватало. Уже не первый год организаторы не могут решить проблему с огромными очередями перед некоторыми особо популярными музеями. В некоторые из них люди стояли по несколько часов, что, конечно, не прибавляло настроения. Креативно к ожиданию отнеслись лишь на пожарно-технической выставке - всем стоящим в очереди, предлагалось попасть в специальные мишени из брандспойта и поучаствовать в различных интересных конкурсах. Но в других местах, увы, посетителям оставалось только скучать и смотреть в затылок соседа. Часто разочарование постигало в самом музее. Например, в Петропавловской крепости, которая тоже участвовала в акции и была открыта всю ночь, вход в большинство музеев на территории оказался платным, в том числе и подъём на стену. Конечно, это стало неприятной неожиданностью, при учёте того, что единый билет был не такой и дешёвый. Неприятно было и обилие выпивающих людей на улице – статус культурной столицы всё же лучше поддерживать именно культурой, а не другими сомнительными средствами.
Однако, несмотря на все недочёты, Ночь музеев, несомненно, с каждым годом становится всё ярче и интереснее, и её можно считать одним из самых зрелищных и увлекательных мероприятий в Петербурге. Когда ещё можно увидеть столько народа, жаждущего приобщиться к искусству? Пусть и раз в году…
На мой взгляд, Петербург в эту ночь превратился в «Культурную провинцию». Ахматовский перформанс меня просто убил. Постараюсь больше не гулять в ночь музеев, чтобы совсем не окультуриться и не опьянеть от псевдо-интеллигентной гопоты.
Это было ужасно. Толпа пьяных гопников, которые считают себя интеллектуалами ходили по городу и окультуривали всё, что попадало под руку и горло.
Я, например, просто разворачивалась, когда видела огромную очередь. Потому что это гарантировало толкотню и ругань внутри, вместо вдумчивого созерцания.
И, конечно, странная традиция — согреваться алкоголем в огромном количестве и выкидывать всё это потом на лужайки и в переполненные урны. культура такая культура…
В ахматовском садике на Литейном была, имхо, самая «удивительная» ночь — каждый второй посетитель выходил оттуда в весьма нетрезвом состоянии, мне даже показалось, что и арлекины на ходулях были не слишком адекватны. Зато бойкий дедушка при входе умело и активно «разводил» толпу налево-направо — а, собственно, куда еще как ни к кассе! В музей попасть было невозможно — очередь завивалась вокруг центральной лужайки, а июньской жары еще, как мы помним, не наступило. Вот все с горя и согревались. Культурно.
Мне белые шары только понравились с проекциями, которые их уплощали — их бы побольше, а не голодных до искусства и нетрезвых взглядом…
Хотя те, кто катался этой ночью от музея к музею на машине, на организацию не жаловались — неудивительно…