Понятие «рок» само по себе весьма неоднозначно, а уж год его рождения вычислить практически невозможно, однако рок-музыке в целом уже около шести десятков лет. По всей видимости, наступила пора старости этого направления, о чем свидетельствуют несколько клипов, недавно выпущенных Оззи Осборном - дедушкой хеви-метала и Red Hot Chili Peppers.
Конечно, можно возразить, что три клипа, о которых пойдёт речь, не делают погоды в огромном мире рока с его семью-восьмью тысячами групп. Но тенденция обозначается вполне конкретная. В канун семидесятилетия со дня рождения Джона Леннона повелитель тьмы записал кавер на его песню «How?». Оно понятно - Оззи 62 года и он жив, а Леннону 70 и он мёртв.
Сюжет клипа прост. Оззи идёт по Нью-Йорку с букетом сиреневых цветов и в финале кладёт их к памятнику «Imagine». От клипа так и веет усталостью Осборна от славы похитителя юных душ, он разбит и передвигается по городу, прихрамывая, не поднимая головы. Чувствуется, что Осборн уже одной ногой в вечности, его разговор с Ленноном идёт на равных, с взаимным почтением. И если этот клип - признание в уважении, любви к битлу, то вот второй клип, на песню «Life Won’t Wait» с альбома «Scream» (бодро и незаметно отыгравший в положенных ему верхних строчках хит-парадов) - уже личный, о себе и своей жизни.
[youtube]awOcbVoS4yE[/youtube]
Оззи рассказывает и показывает историю своей жизни - подростковый бунт, концертная слава, женщины, наркотики, семейные скандалы, пьяный угар. Контрапунктом всему этому показывается похоронная процессия, как несложно догадаться, несущая в гробу самого Осборна. Вторым контрапунктом - стандартная съёмка того, как Оззи поёт, а его команда играет на положенных инструментах. Дело, естественно, происходит в церкви. И только финал клипа разбивает стереотип. Уставший Осборн, допев строчку, широко открывает рот в оскале, и мы видим два больших клыка. Получается усталый зевок престарелого вампира. В глазах Осборна ирония - мол, помните, как я в восьмидесятых зажигал в образе Дракулы с голыми бабами наперевес? Символична одна из строк песни - «I'm watching the change, Who will carry the flame?» - что можно перевести как «Я слежу за переменами. Кто понесёт огонь [дальше]?». И мнится Оззи, что некому.
[youtube]jAh_SCjCh8A[/youtube]
Огромное количество документальных фильмов, посвящённых истории рока, исследующих что угодно, вплоть до личной жизни героев и их любимых гитар - всё это понятно. Рок давно стал частью культуры XX века. Понятно и то, что новый век хочет осмыслить культурную революцию, произошедшую, казалось бы, совсем недавно - сто лет назад.
Но только вот рок ещё ни разу не подавал признаков умирания, старости. И если ностальгические воспоминания Оззи Осборна понятны – кому как ни ему вспоминать о лихой молодости и кокаиновых трипах бешеных семидесятых, сожалея о неизбежной старости, то неожиданный клип горячих американских перцев, зазвучавших относительно недавно, в 1983 году, заставляет задуматься о путях достославного рока.
Клип «Red Hot Chili Peppers» «Dani California» на песню с альбома 2006 года «Stadium Arcadium» на первый взгляд кажется очередной весёлой выходкой калифорнийских оригиналов. Песенка о нелёгкой судьбе девушки Дэйни Калифорния, погрязшей в трясине криминала, кажется забавной иронией над блюзовыми текстами. Как ирония воспринимается и визуальный ряд клипа, в котором показана эволюция внешнего вида рок-н-ролла от лаковых ботинок и прически «кокон» Элвиса, строгих пиджаков a la Beatles, психоделии Pink Floyd и так до современных и полуживых уже «эмо».
[youtube]Sb5aq5HcS1A[/youtube]
Но по большому счету этот клип - реакция рока на исчерпанность концептов - имиджа, текстов, видеоряда, философии. В этом ряду «глэм» оказывается рядом с дет-роком (вот уж стили несовместные!), а все они так же нелепы, как и панк, и грандж (естественно, пародируется Курт Кобейн).
С одной стороны, всё это означает то, что монстры рока, те, кто ещё живы, подумывают о приближающейся смерти, а молодежь застряла в пёстром калейдоскопе цитаций, иронических снижений и никак не может нащупать пульс современной реальности. Стало понятно, что движение рока по пути всё большей брутальности, эпатажа, скорости и тяжести - движение экспансивное. У него есть технические границы в игре (продемонстрированный ещё в восьмидесятых power-metal) и границы в социальной сфере, в жизни, нарушенные ещё в 1992 году норвежскими металлистами, сжёгшими несколько церквей в порыве сатанинской страсти.
В этом пути Оззи Осборн и чилийские перцы показали и грань внутреннюю, художественную. Битлы, Black Sabbath, Led Zeppellin, Deep Purple забронзовели и стали недосягаемой классикой, а сами стилистические направления в роке утратили жизненную силу и сравнялись в «постмодернистских» игрищах нового поколения рока.
Да, в общем, ничего, Кирилл. Так, просто. Навеяло…
Круто! Всего три клипа — а какие выводы серьезные!
Старость и радость)
и что?