Чемпионат с дивана. Заметки о фигурном катании в нефигуральных выражениях
Дневник болельщика.
Как только было объявлено, что чемпионат мира по фигурному катанию перенесён в Москву, мне, как и большинству моих друзей по несчастью быть ярыми поклонниками этого вида спорта, пришла в голову шальная мысль отправиться на Ходынское поле и воочию лицезреть ледяные баталии. Чиновники обещали за месяц организовать оказавшееся на грани отмены мировое первенство – болельщикам был дано четыре недели на мобилизацию. Спешно были куплены билеты на самолёт, и взят низкий старт в преддверье борьбы за билеты на соревнования.
Как стало понятно уже в первый день официальных продаж (а он настал только 11-го апреля), когда нервы томившихся в ожидании неистовых поклонниц, организовавших по этому поводу целые стены плача в социальных сетях, накалились до предела, «борьба» тут отнюдь не фигуральное выражение. Немного позже выяснится, что в этой «фигурной» истории все метафорические обороты оправдали свои истинные лексические значения.
Ответом на столь несправедливую раздачу «слонов», стал, как нынче модно выражаться, «кипиш», который активисты вновь подняли, за неимением лучшего, в социальных сетях. Несколько тысяч сообщений одновременно с проклятиями и попытками логически разобраться в ситуации заполонили тематические группы.
Когда отпали все сомнения в том, что чемпионату в Москве «быть», главными по билетам, в первую очередь, для иногородних болельщиков, назначено было стать сайтам «Партер» и «Контрамарка». Столичные «штучки» первым делом, конечно же, атаковали «Мегаспорт», чуть-чуть не повторив подвиг черни более чем столетней давности. Ремейк ходынской давки, по счастью, оригиналу уступил.
С первых же часов союзники действовали слаженно. Ни фиолетовые, ни жёлтые в своих показаниях доступных билетов разногласий не обнаружили. Однако, дабы быть предельно честным, автору стоит отметить, что ему больше повезло в схватке с жёлтыми, у которых он в итоге и отвоевал скромные места в верхнем пандусе на три соревновательных дня. Истерия нарастала, была предпринята безвольная попытка сдаться и оставить неблагодарное дело – битву за билеты, но… счастливая случайность решила дело.
Задержавшись на работе по случаю внепланового аврала, и сидя в ожидании звонка из-за океана, я машинально тыкала в компьютере курсором, вновь и вновь обновляя страницу злосчастного сайта. Читающие эти строки поклонники фигурного катания наверняка поймут состояние, в котором я в тот момент находилась. В интернете слежка с их стороны не прекращалась ни на минуту. Сообщения о ситуации на линии фронта долетали с неимоверной скоростью. И вот я - обладатель первых билетов. На 29-е апреля. Час – и билеты есть на 27-е и 28-е числа. Несколько звонков в Москву, пара часов ожидания моих друзей в очереди под проливным дождём, и вот – проход обеспечен. Места более чем скромные, но они есть. Не веря своему счастью, я стала ждать часа икс, параллельно в бешеном темпе подгоняя все свои дела.
Поскольку первое предупреждение свыше о бесперспективности моей затеи с этой поездкой не сработало, судьба-индейка решила всё-таки настоять на своём. Как известно, «Бог любит Троицу», и в последние дни перед отъездом он это подтвердил. Не буду долго ходить вокруг да ОКОЛО, вдаваясь в подробности собственной биографии, скажу только, что болельщик из меня получился полноценный.
И вот я в футболке с голубым Чебурашкой, лихо исполняющим ледовый пируэт, сижу, обложившись подушками, на диване и болею в прямом и переносном смыслах. На квалификацию я сил тратить не стала. Для меня соревнования начались в день их официального открытия, а именно 27-го апреля с короткой программы у мужчин.
27 апреля
Мужское одиночное катание. Короткая программа.
Уровень катания на мировом первенстве этого года сразу же приятно удивил. Мужчин я честно начала смотреть с первой разминки. Усилием воли представила себя не на диване, а в первых рядах «Мегаспорта» и ещё пристальнее вперила взгляд в экран. Мужское катание было представительно как никогда. Те, кто по итогам короткой программы заняли места с первого по пятнадцатое, запомнились безоговорочно не только хорошим катанием, но и оригинальностью, самобытностью программ, исполненных на неподдельных эмоциях.
Волк из «Ну, погоди!» Хавьера Фернандеса, работы талантливейшего российского хореографа Николая Морозова, замеченный благодаря своим залихватским ледовым пляскам ещё на чемпионате Европы в Берне, превзошёл сам себя, чисто исполнив четверной прыжок, что само по себе не столь частое явление для короткой программы.
Правда, и на этот раз фигурист не избежал некоторой путаницы в шагах, чему виной, по-видимому, стала излишняя эмоциональность испанца, которая на Европе сбила его с ног аж дважды прямо на ровном месте. На этот раз Фернандес в большей мере владел собой, несмотря на то, что в образе находился от первой до последней секунды. На льду ему удалось изобразить не только фирменную походку мультипликационного персонажа, но и суметь изящно скопировать манеру прикуривания и хулиганского затирания ногой хабарика. Хореография пластичная и экспрессивная, потрясающая мимика – всё это вызвало не только восторг публики, но и в значительной мере повлияло на оценку за компоненты. В итоге Фернандес расположился на четырнадцатой строчке, безусловно, надолго запомнившись зрителям и судьям своим в равной мере технично виртуозным и художественным выступлением.
Десятым по итогам первого дня соревнований и первым, кто удивил, выйдя ещё в первой разминке, стал спортсмен из Казахстана Денис Тен - ученик тренера Елены Водорезовой-Буяновой, год назад покинувший Россию в поисках счастья в заокеанских далях Соединенных Штатов. Тен удивительно прогрессировал и показал красивое, сильное (насколько это возможно для его миниатюрной фактуры) катание. Работая под наблюдением одного из самых известных и уважаемых американских специалистов Фрэнка Кэрролла, который в помощь для постановки короткой программы призвал в качестве хореографа опять-таки Николая Морозова, Тен выглядел не просто уверенно. Каждое его движение ложилось в такт музыке. И хотя сама композиция лично мне не запомнилась, в памяти отложилась калиграфичность движений молодого фигуриста, свойственная ей отточенность и завершённость.
Любимец доброй половины поклонниц фигурного катания из России француз Брайян Жубер на этот раз выступал как-то бледно и особо не запомнился. В композиции на мексиканскую мелодию Малагена не было исполнено фирменной дорожки шагов. Вообще стиль француза в этом сезоне претерпел некоторые изменения. На смену брутальной технологичности ранних программ, вроде «Матрицы», пришли композиции романтической направленности, хореографические линии стали немного мягче.
Чехи – «поющий под дождем» Томаш Вернер и «японский барабанщик» Михал Бржезина – продемонстрировали традиционное для себя сильное, по-настоящему мужское катание. Чемпион Европы Флоран Амодио (ещё один подопечный Николая Морозова), исполнивший свою короткую программу под музыку Роберта Родригеса «Однажды в Мексике», продемонстрировал уверенный и эмоциональный прокат. Кстати, он был уже третьим, кто выбрал для своего катания эту музыкальную тему. В итоге Амодио расположился на пятой строчке, пропустив вперед Патрика Чана из Канады, двух японцев – Дайсуки Такахаси и Набунари Ода и... россиянина Артура Гачинского. Такахаси, танцевавший под ту же, что и Фернандес музыкальную тему, однако решённую безо всяких отсылок к советской мультипликации, выступил ярко, но не задел своим катанием каких-то важных струн, как это нередко случалось ранее с действующим чемпионом мира.
По-настоящему потряс своим катание совсем недавно освоивший четверной прыжок канадец Патрик Чан. Знатоку злачных мест в Москве и обладателю незабываемой во всех смыслах улыбки, Чану удалось, казалось бы, невозможное. Канадец, доселе упорно твердивший, что способен стать лучшим, не имея в арсенале четверного прыжка (а ведь именно прыжок в четыре оборота на сегодняшний день - своего рода гарант лидерства и престижа в мужском одиночном катании) не только разучил его всего за один сезон, но и стабильно исполняет на крупнейших соревнованиях. Красивым виртуозным скольжением и отличной хореографией он был известен и ранее, но последнее обстоятельство однозначно расположило к нему московскую публику, в предыдущем сезоне не слишком жалующую этого ледового «балеруна».
Единственная наша надежда Артур Гачинский, откатав короткую программу с чистым четверным тулупом под Пинк Флоид, стал четвёртым. Если вспомнить, что на Европе он был по предварительным итогам третьим, то здесь он, по сути, обошел всех европейцев, уступив только двум представителям из Азии и североамериканцу, установившему на этих соревнованиях абсолютный рекорд в 93 балла! Как ни удивительно это прозвучит, но Чан обогнал самого Евгения Плющенко, который оставался первым в рейтинге вплоть до этого года. Сложную и интересную программу Гачинского подпортила лишь небольшая путаница в ногах на выезде из тройного риттбергера. В остальном же, юный ученик Алексея Мишина и преемник великого и ужасного Плющенко, порадовал своей уверенностью, граничащей с наглостью, которую он, судя по всему, заимствовал у старшего коллеги.
Церемония открытия чемпионата.
Как и было анонсировано, церемония открытия носила «японский акцент». Мини-перформанс открыло шоу японских барабанщиков, аккомпанирующих проекциям пламенеющего закатного солнца, перемежающимся картинами пульсирующего сердца с бегущей поверх кривой компьютерной кардиограммы и полей нежно-розовых цветов. Как сообщили ранее в доке, посвящённом подготовке к чемпионату, итоговый видеоряд был утвержден ни более ни менее – самими японцами, не пожелавшими, вопреки планам сердобольных организаторов шоу, демонстрировать на экранах всему миру картины разрушений, постигших за последний месяц их страну. За патетически-гуманитарным реверансом в адрес страны восходящего солнца, лишившейся радости принимать у себя в этом году мировое первенство, последовал традиционный парад флагов стран участниц турнира и речи официальных лиц.
Парное Катание. Короткая программа.
Как только с формальностями было покончено, спустя каких-то полчаса, в борьбу за мировое лидерство вступили пары. В отличие от одиночного мужского катания, где нашей стране было выделено одно скромное место, которое, надо отдать ему должное, достойно отстоял Артур Гачинский, в парах наше представительство оказалось куда солиднее. Три пары, вошедшие в основной состав сборной, лучшие, но единственные, очень сильные и при этом совершенно разные и самобытные выступали в этот вечер в нескольких разминках. Татьяна Волосожар – Максим Траньков, Юко Кавагути – Александр Смирнов, и, наконец, Вера Базарова и Юрий Ларионов.
В парах сказать хочется о первой пятерке, которая произвела наиболее сильное впечатление. Немцы с украинско-танзанскими корнями Алена Савченко и Робин Шолковы откатали свою короткую программу чисто, но без искры, не то, что прометеевской, но даже ленинской. «Коробушка» из немецких сухофруктов – вот как хотелось бы назвать их танец. По крайней мере, по сравнению с Чемпионатом Европы, где короткая была исполнена блестяще: с задором, ярко, на одном дыхании. Тут энергетики практически не чувствовалось. Возможно, на эмоциональный фон немецкой пары повлиял перенос чемпионата, ведь тренер Инго Штойер анонсировал пик формы спортсменов в конце марта, то есть непосредственно перед несостоявшейся токийской схваткой. Подтвердил такую гипотезу и комментатор, олимпийский чемпион в парном катании, Артур Дмитриев, наблюдавший мартовские тренировки немцев в Оберсдорфе. Не исключено, что ребята успели немного «сдуться», что не помешало им, тем не менее, утвердиться на второй позиции в турнирной таблице, оставив за собой россиян Татьяну Волосожар – Максима Транькова.
Таня и Максим, долгое время лидировавшие после своего выступления, исполнили незабываемую «Кармину Бурану». Насколько неширок диапазон музыкального сопровождения в фигурном катании, можно судить, просмотрев за сезон хотя бы один турнир от начала до конца. И вот Максим выбирает бессмертную и бессменную на ледовой арене музыку Карла Орфа. Результат работы над композицией превзошел все ожидания: экспрессия и романтика образов, отточенность и плавность хореографии, сложнейшая комбинация элементов, включая красивейшую тройную подкрутку и блестящие выбросы. Так бы хотелось видеть их хотя бы строчкой выше, если не на верхней ступени пьедестала!
Но… верхнюю строчку прочно занял китайский дуэт Цинн Панг и Цзянь Тонг. Отступив от, новоявленной традиции обряжать пары в красные костюмы, китайцы, облаченные в голубое, откатали чисто, исполнив фирменный выброс – высокий, амплитудный, завораживающий своей силой, но, уж простите, не тронули моё холодное скандинавское сердце.
Зато приятно удивили Вера Базарова и Юрий Ларионов. Было падение, были небольшие ошибки в их программе, но, пожалуй, впервые, пусть и не без влияния комментаторов, поведавших их непростую биографию, показались мне какими-то очень симпатичными и гармоничными на льду. Да и программа, нежная и романтическая, настраивала в пользу ребят. В итоге они по окончании первого дня соревнований стали четвертыми
Под конец немного расстроили Юко Кавагути и Александр Смирнов. Чувствовалась какая-то неуверенность с их первых шагов, диссонирующая с победно-призывными трубами Ричарда Штрауса. Однако где-то к середине программы Саша настолько вошел в раж, что не устоял на ногах и упал прямо на одном из транзишэнов. Юко, как всегда более сдержанная, боролась до конца, не без усилий выезжая с мощных выбросов. Пятое, обидное, но справедливо место было оценкой судей.
Так завершился первый день соревнований. Стрелка двигалась к полуночи, приближая и решающую битву фигурный титанов…
Продолжение следует...