Ив Энцлер. «Монологи Вагины». Режиссёр Алексей Трунов. На сцене Учебного театра при академии искусств. Уфа.
Театральную Уфу встряхнуло. Наконец-то, произошло то, чего никто не ожидал. Совсем ещё молодой выпускник Уфимской академии искусств Алексей Трунов, отслуживший сезон в «Театре у Моста» (г. Пермь), теперь ведущий актёр альтернативного театра «Перспектива» (г. Уфа), решился поставить свой первый спектакль. С материалом он не прогадал. Алексей точно знал, чего не хватает уфимской публике. И поэтому свой выбор он остановил на пьесе Ив Энцлер «Монологи Вагины». Чтобы не шокировать ещё не окрепшего театрального зрителя Уфы чересчур откровенными формулировками, Трунов назвал свою режиссёрскую работу «Монологи V».
Сценография спектакля настолько проста, что позволяет играть его где угодно: три красных барных стула, вокруг всё белое и больше ничего. Костюмы тоже выдержаны в бело-красной гамме. На красном акцент небольшой: красные сапожки, шарф и ремень на Людмиле Азнаевой, красные узоры на подоле платья и красные гетры на руках у Анны Бурмистровой, красные бусы и красная каёмка на пиджаке у Ивана Трифонова. Оттого, что белого цвета на сцене значительно больше, спектакль получился очень светлым и человечным. За нагромождением слов, к которым не привыкли наши уши, мы постепенно начинаем слышать истории. Истории о человеческих судьбах, о миропонимании каждого из героев. Режиссёр строит действие так, что события спектакля случаются «лавинообразно» - сначала словно бы медленно и издалека, ускоряясь и усиливаясь в процессе, и в результате буквально обрушиваются на зрителей. И если тексты первых монологов произносились довольно протяжно и медленно, то ближе к концу они становятся жёстче, резче, быстрее.
Неожиданно появление в таком спектакле артиста Ивана Трифонова. Ещё свежи впечатления от Михаила Ефремова в «Бешеной балерине», и вдруг уже на нашей сцене мужчина в образе женщины. И пусть эта традиция давным-давно прижилась как в кино, так и в театре, но в нашем городе это было впервые и это было потрясающе. Иван с чудесной причёской и с маленькой меховой сумочкой выглядит слегка полноватой дамой за тридцать, и всему, что он говорит, веришь. От него невозможно отвести взгляд, как впрочем, и от происходящего на сцене в целом.
Режиссёру и артистам здесь легко было уйти в простой урок по сценической речи, но не ушли. Действие было. Было всё, чего не было так давно – энергия, страсть, детская непринуждённость, и, наконец, диалог. Диалог как друг с другом, так и с залом.
Этот спектакль можно не принимать, можно не понимать, но факт его существования отрицать нельзя. И совершенно неважно, через что мы слышим человеческую историю, судьбу, мир. Порой то, на что мы привыкли закрывать глаза, всё же требует разговора, присутствия, участия. И, если оттуда появляется жизнь, важнее которой нет ничего на свете, то права автор пьесы, которая сравнивает вагину с сердцем. Новая жизнь, новый монолог.