Морис Метерлинк. «Синяя птица». Редакция Ольги Подольской. Режиссер Борис Константинов. «Нам пора идти...» Театральная компания «Открытое пространство». На сцене театра им. В. Ф. Коммисаржевской.
Режиссер Борис Константинов сделал спектакль для детей, совсем таких же, как юные Тильтиль и Митиль – герои пьесы Метерлинка – вместе с ними маленькие зрители, отправляющиеся на поиски Синей птицы, попадают в удивительные сказочные путешествия, познают серьёзный взрослый мир с его вечно сложными моральными, этическими и философскими вопросами и получают на них ответы. Но в драматургическом решении постановки изначально есть обидный пропуск – перед нами сокращенный вариант текста «Птицы». Конечно, цель такого сокращения ясна: максимально облегчить достаточно крупную пьесу для восприятия юных зрителей, задействовав в постановке минимально возможное количество артистов – сохранить главное, убрав второстепенное, ненужное, на первый взгляд. Но, вместе с некоторыми второстепенными персонажами, ушли их смешные и оригинальные реплики, диалоги. В итоге, остается лишь только костяк, без которого немыслимо развитие действия пьесы, а удивительное обаяние текста Метерлинка исчезает. Думаю, детям было бы интереснее, если бы вместо стереотипных кошек и собак в отредактированной пьесе оставили, например, оживших Молоко, Сахар или Хлеб. Спектакль «Нам пора идти» существует около полугода, однако за такой небольшой срок актерский состав сильно поменялся; из-за этого чувствуется напряженность, некоторая несглаженность и несогласованность актерской игры. Иногда даже кто-нибудь невпопад выскакивает из-за кулис, а бывает, что между действиями повисают паузы. Некоторые роли играются не слишком убедительно; особенно это заметно у отрицательных персонажей. Они должны пугать, наводить ужас и страх, а в итоге – безэмоциональные, наигранные реплики. Но сценическая жизнь главных героев - Тильтиля (Александр Копосов) и Митиль(Регина Зарипова) - очень живая, яркая, искренняя. Где-то они отважные искатели правды, истинного смысла жизни, счастья, а где-то – всего-навсего непоседливые дети с собственными страхами и желаниями. Все, что происходит с ними – это сон, но он для них столь же реален, как и обычная земная жизнь. И, возвратившись из своих сновидений, они по-детски наивно удивляются: почему же взрослые не могут встречаться с умершими или видеть оживших огонь и воду. Оригинальная сценография в исполнении Олеси Михайловой удачно подчеркивает достоинства пьесы. Например, гротескные костюмы жителей сказочных стран, которые посещают Тильтиль и Митиль. Дедушка и Бабушка здесь – настоящие великаны, которые, если встанут со своей скамейки, будут ростом под два с половиной метра. Настолько же величественны Деревья на ходулях и Ночь в огромном платье, возвышающаяся до самых колосников. Красочные разноцветные задники меняются за минуту-две, вместе со светом создавая каждый раз новую удивительно-волшебную атмосферу. В спектакле есть и совсем новые театральные решения: в сцене Будущего белые резиновые шары, символизирующие души нерожденных детей, самостоятельно катаются по сцене – это светящееся внутри них устройство приводит шары в движение. Очень удачно работает принцип театра теней. На натянутом белом полотне появляются удивительные птицы и бабочки, а также силуэты персонажей пьесы, которые вступают в разговор с детьми. Они то уменьшаются до размеров обыкновенного человека, то увеличиваются до роста великана. Таковы и Тильтиль с Митиль – они могут видеть как обычный, материальный мир, так и выдуманный мир сказочных сновидений. Последний для них оказывается даже более реальным, он наполнен истиной и правдой, в нем скрывается то, что скрыто от взгляда человека, но то, что на самом деле существует. И так хочется остаться в этой удивительной сказке, но сон заканчивается, и нам всем когда-нибудь пора идти...Текст: Даниил Пиктурный
Фото: Дарья Пичугина
К своей печали эту «Птицу» мне увидеть пока что не пришлось. Но очень интересно, на какую возрастную категорию рассчитывает свой спектакль режиссер. Это я, собственно, помятуя «Могучее» «Счастье», которое должно осчастливить тех, кому строго от 9 до 12. Здесь картинка, в общем, выстраивается довольно неплохо.
На чем акцентировал внимание режиссер: если актерская игра не конек, то тогда, выходит, спецэффекты?