«Ты откроешь ли мне душу,
Как цветок в ночной росе?
Хочешь - сны твои нарушу?
Хочешь - спи и будь как все?»
Д. М. Мережковский
Зигмунд Фрейд за всю свою жизнь проанализировал подсознание сотням клиентов, но свое собственное никогда никому не открывал, он держал его в тайне даже от самого себя. Однако, сегодня мы можем увидеть его подсознание во всей красе и даже попасть в ирреальное пространство сновидений Зигмунда, - для этого достаточно лишь переступить порог Музея Сновидений Зигмунда Фрейда. В музее открыты два зала: первый, «светлый» зал – некое «вступление», рассказывающее о детстве и судьбе Фрейда, его научных исследованиях, основных вехах жизни и о его снах в картинках Павла Пепперштейна, но этот зал является лишь подготовкой сознания к встрече с бессознательным. Главное «блюдо» – это второй зал, он же «темный», зал «Сновидений», состоящий из восьми световых секторов. Привратник музея предупреждает посетителей: «Когда зайдете в темный зал, отключитесь от внешнего мира, не думайте, зачем мы добавили тот или иной экспонат, попытайтесь заглянуть внутрь себя и увидеть, какие ассоциации, мечты или воспоминания он у вас вызывает». Но, несмотря на это предупреждение, сразу расслабиться трудно. Сначала возникает некоторое удивление, непонимание, внутренний протест: «Что это за вещи? Что они значат? Зачем их сюда положили? Какое отношение они имеют к Фрейду?» Неожиданная встреча с хаосом бессознательного, похожим на заброшенный парк психоделических аттракционов, вызывает испуг, тревогу, - как будто ты попал в черную дыру. И тут взгляд падает на еле видимую в полумраке надпись: «Эго - подлинное место тревоги». Значит, нужно отключить эго, забыться; мысли сразу куда-то улетучиваются, расплываются, растекаются… Эфемерная, ирреальная атмосфера, дополненная трансцендентным эмбиентом, вызывает эффект гипноза и катарсиса - самые необычные ощущения, которые можно испытать в музее. Среди экспонатов музея можно увидеть фотографии прочитанных ученым книг, фотографии его друзей, учителей, родных и близких, гравюры, иллюстрации, изображающие процесс сновидения, иллюстрации из библии Филиппсона, которые снились отцу психоанализа. Этот ряд продолжают открытки, статуэтки, изображения древних греческих, китайских и египетских скульптур и других древностей, которые так любил Зигмунд, странные светящиеся предметы, осколки зеркал, посмертные маски Александра Сергеевича Пушкина и Сергея Курехина, призрачные платья, наконец, прозрачные, трудно считываемые цитаты. Все предметы – символы, почерпнутые из непостижимого внутреннего мира ученого. Примечательно, что все изображения в музее черно-белые, кроме рисованных цветов, словно оживших из сна Фрейда, в котором основатель психоанализа собирал гербарий… Возможно, музей сновидений Фрейда один из самых концептуальных в нашем городе. Он отличается от обычного музея (в привычном понимании этого слова) тем, что среди его экспонатов нет ни одного предмета, к которому когда-либо прикасалась рука Фрейда, зато есть его сны, идеи, мысли, слова – чем не портрет великого психоаналитика? Это все равно, что войти в контакт с подсознанием Фрейда, заполучить шанс проанализировать его. Один из экспонатов музея – подвешенный в воздухе экран, подобный чистому белому листу, - создан специально для того, чтобы каждый из гостей спроецировал на него часть самого себя и своих снов. Во всех этих «музейных» образах легко заблудиться: человеческий мозг просто не готов воспринять такое количество предметов единовременно, каждый сектор необходимо разглядывать долго и тщательно, ведь пропустить что-то важное, какую-то мелкую деталь здесь проще простого. Так, легко не заметить чужое лицо в отражении зеркала, которое осуждающе смотрит на тебя с обратной стороны гравюры. Трудно разглядеть в темноте то ли летающих, то ли падающих человечков. Мало кто обращает внимание на блестящие фигурки на потолке, да и платье, похожее на больничный халат, может показаться совершенно белым, если не приглядеться… Все разглядеть и все уловить невозможно, но в подсознании это «все» остается навсегда.
Было бы интересно увидеть все это во сне :)
А как же кожанный пугащий человек провожающий посетителей сидя в последнем секторе?)