Премия Сергея Курёхина в области современного искусства - 2010. Центр современного искусства им. Курёхина. 8 апреля 2011.
Вчера вечером во второй раз состоялось вручение премии имени Сергея Курёхина. Бывшее здание кинотеатра «Прибой» наполнилось любителями актуального искусства и людьми, пребывающими в ожидании «приговора», который должно было вынести номинантам экспертное жюри. В фойе под звуки баяна происходил неопределенный перформанс с разноцветными шлангами и колоритной барышней, взгромоздившейся на стул, а в буфете в это время наливали пиво, чай и квас. В прошлом году учредители ЦСИ им. Сергея Курехина пообещали сделать премию ежегодной и открытой для всех желающих – заявки могли высылать не только галереи и музеи, но и сами художники и музыканты. Главный критерий отбора – поиск участниками новых идей и ориентация на эксперимент. Принципы, которые поддерживает Центр, заложены «Поп-Механикой» Курёхина и предполагают синтез форм и взаимодействия искусств, перформативность, импровизацию. Сплетение и рождение новых жанров не дает живому потоку творчества превратиться в закостенелый механизм. Как раз в этом и видят свою миссию организаторы – они хотят поддерживать и развивать «обнаженное искусство», как назвал его Александр Боровский. Глава городского комитета по культуре Антон Губанков обещал всячески поддерживать инициативы Центра и к 2012 году начать реконструкцию здания, расположенного на Васильевском острове. Художник Анатолий Белкин напомнил о денежной составляющей премии: в этом году в номинации Гран-при присуждалось финансовое поощрение в размере 250 тысяч рублей. Александр Чепарухин прогнозировал новый восход на музыкальном горизонте, а директор «МедиаАртЛаб» Ольга Шишко отметила «подвижность премии» и её значение в области искусства. Ложку дегтя во всеобщее ликование по поводу тотального оживления творческого процесса внёс член попечительского совета Премии, известный кинорежиссер и друг Сергея Курёхина – Сергей Соловьев: «Я много в этом актуальном искусстве терпеть не могу, иногда оно дико похоже на комсомольские выставки финала советской власти. Само по себе слово «актуальное искусство» не означает для меня ничего, а порой вызывает страшную подозрительность. Я высоко ценю не только память Серёжи Курёхина, но и его творчество. Актуальное оно или не актуальное, а просто выдающееся искусство. Мой личный критерий оценки состоит в том, чтобы определить - кому удаётся сохранить дух живого, необыкновенно талантливого искусства конца прошлого века, которое сегодня можно назвать классикой». По мнению жюри курёхинский дух в номинации «Поэтический перформанс» наиболее ощутила Наталья Першина-Якиманская, известная как Глюкля, с работой «Последний рубеж», за лучший кураторский проект премию ожидаемо получила Катя Бочавар и киевский «Gogol fest». Лучшим визуальным проектом назван «Зал ожидания» петербургского художника Максима Свищева, а вот с награждения за «Искусство в общественных пространствах» у экспертов начались разногласия. Эту премию поделили Борис Казаков и Марина Алексеева за проект «Маршрутка» с работой объединения «Паразит», которым был вручен специальный приз. [caption id="attachment_3890" align="aligncenter" width="560" caption="Лучшее произведение визуального искусства. Свищев Максим, Белков Александр. Зал Ожидания. Санкт-Петербург, 2010 г."][/caption] В музыкальных номинациях были отмечены два коллектива – белорусский дуэт «Гурзуф» в «Этно-механике» и известные Петербургу «Ёлочные Игрушки» за лучший электронный проект. Финальный и самый главный приз скрывал в себе интригу, о которой сразу оговорились Анастасия Курёхина и Сергей Соловьев, когда вышли на сцену для вручения гран-при. Поскольку голоса жюри поделились пополам, было решено разделить премию между двумя участниками: панк-оперой «Медея. Эпизоды» Театро Ди Капуа, премьера которой произошла именно в ЦСИ им. С. Курёхина, и визуально-музыкальной работой «Три струнных квартета для одного видео» нижегородских художников из объединения «Провмыза». Церемонию вручения премии проводила группа «Le Cirque de Sharles La Tannes», которые также были номинированы на «Гран-при «Поп-механика»» в этом году за мюзикл, а точнее хип-хоперу «Копы В Огне». Выпускники школы-студии МХАТ за основу взяли образ океана, в котором как корабль проплывает Премия, отмеряя свой путь оглашением очередной номинации. Таинственные морячки в белых трико переставляли большие фигуры, на которые проецировались различные изображения, и зрители переносились то на корабль, а то в космолет. Приз, автором которого стал художник Пётр Белый - лауреат прошлого года, напоминал как раз летящую ракету, что вполне продолжало тему устремлённости искусства в будущее. Не обошлось, конечно, и без острых моментов, связанных непосредственно с группой «Война», которую не включили в шорт-лист премии. Тот факт, что за день до мероприятия они стали лауреатами московской «Инновации», дал хороший повод для обсуждения. Тему затронули ещё до начала церемонии награждения: Александр Боровский на пресс-конференции пояснил, что нужно различать явления искусства и радикальные социальные акции. Уже со сцены Антон Губанков решил окончательно расставить все точки над «i» и категорично резюмировал: «Война – это пиарный отстой». Несмотря на бодрый настрой и оптимистические разговоры о живом искусстве, церемония проходила в атмосфере медитативности и легкой тоски по утраченным временам. Временам Сергея Курёхина и его соратников, временам ушедшего, но всегда актуального искусства.Текст: Ольга Власова
Фотоотчёт: Дарья Пичугина
[gallery link="file"]