Всякая невеста для своего жениха родится

Екатерина Любарова. «Русалка Света из деревни Перемилово». Режиссёры: Анна Викторова и Светлана Дорожко. Театр «Кукольный формат» и Ярославский государственный театр кукол. Санкт-Петербург - Ярославль.

Что если у вашего соседа по коммунальной квартире появился третий глаз, у другого проснулись экстрасенсорные способности, а в Фонтанке баламутит воду русалка?  С одной стороны, сложно представить, с другой - не факт, что такое не может случиться. Россия – страна возможностей. Утопическими историями о будущем и прошлом нашей Родины издавна баловались различные литераторы, художники и режиссеры. Вот и сегодня, например, будь то общество «вырожденцев» из «Кыси» Татьяны Толстой, или печальные сестры-клоны в фильме Ильи Хржановского «Четыре». Топкое бездорожье, экзистенциальное пьянство и хаос вечной русской хтони. Но не только череда урбанистических ужасов видится в просторах родных берез, но и природная, мифопоэтическая красота, исконная славянская сила и лирика. Вот как раз про этот архетипический мир, живущий рядом с нами и в каждом из нас, многое понимает художник Владимир Любаров, благодаря картинам которого родился новый спектакль. Театр «Кукольный формат» выпустил  премьеру, которая идет на два города. Эта идея принадлежит директору Ярославского государственного театра кукол Дмитрию Стрекалову, который предложил найти для картин и образов московского художника театральный эквивалент. И вот результат – спектакль, который курсирует между Санкт-Петербургом и Ярославлем.  Работа над проектом одновременно шла в двух театрах, и таким образом,  имеет двух режиссеров - Анну Викторову, которая создала также сценографию и куклы, и Светлану Дорожко, которая занята и как актриса. Повседневность Владимир Любаров трактует как чудесное явление жизни, которое в каждую секунду открывается в самых неожиданных и простых вещах. Печальные русалки, огромные кошки, мужчины с одинаковыми лицами, дородные женщины, летающие евреи, арбузы, бутылки водки, хлебные буханки и другие всевозможные пейзажи и ситуации, которые он разглядел в реально существующей деревеньке Перемилово. Художник сам жил в этой местности между Владимирской и Ярославской областями, пахал землю, строил дом, писал картины. В итоге живописная серия «Деревня Перемилово» была показана на выставках во многих столицах мира, а работы художника пополнили коллекции Русского музея и Третьяковской галереи. По мотивам картин у Екатерины Любаровой, жены художника, родилась «пьеса в двух актах с одним перерывом на высыхание» о Русалке Свете, которая ищет свою любовь. Гул голосов перемиловских жителей, оставаясь в рамках сказочного сюжета, приобрел современные вибрации. Русалка Света, побывав на свадьбе у своей сестры в Европе, поняла, что более всего желает найти своё семейное счастье и скорее хочет выйти замуж. Но не так-то просто найти в деревне подходящего жениха: один оказывается скупым (хочет открыть рыбный ресторан), другой – тщеславным (хочет попасть в передачу про экстрасенсов), а третий и вовсе – женатым (хочет еще одну жену).  Вот так, не солоно хлебавши, Русалка решает устроить катаклизм всей деревне, и погружается в пучину вод, а также в  пучину своей тоски. Все жители Перемилово, ожившие герои картин - вырезанные плоские фигуры, которые уморительно дергают ножками и ручками, а также поворачиваются в обе стороны. Они живут на берегах реки, которые созданы с помощью нескольких установленных штанкетов, одетых в длинные полотна. Крупная фигуристая Надя, хиленький на её фоне Коля с третьим глазом, еврей Вася с длинной чёрной бородой, вырастающей на глазах, несуразные милиционеры в форме – весь этот мир придумал Художник, которого сопровождает маленький смешной кот. Он же придумал и заглавную героиню, которой сам не знает теперь как помочь. Словно в его сновидении все жители парят над деревней, или спасаются в одной лодке, здесь и рыбы начинают петь, и русалки говорить. Изначально алогичный, созданный воображением мир возникает перед зрителями, это тот мир, который помнит о народных сказках, шутках и символах. Говоря о современности, авторы спектакля вторят эстетике Любарова, и приходят к лубочной традиции, с её емкостью и простотой образа. В этот лирический, вязкий мир полуяви врываются шумные ярмарочные интерактивы, с продажей свежей перемиловской прессы, сухого пайка и плавсредств. Во втором действии актеры в роли перемиловских жителей устраивают «кастинг женихов» среди зрителей, предлагая сильной половине человечества показать свои таланты Русалке Свете, которая зазывно машет им хвостом из своей запруды. В итоге, как и положено, все заканчивается хорошо. Словно «бог из машины» появляется прекрасный принц – моряк Питер из Голландии - и забирает с собою очарованную невесту. Деревня спасена, катаклизма не случилось. Художник счастлив, его герои хоть и взбалмошные, зато родные. И более того – узнаваемые. Сквозь однообразие быта и внешнюю неустроенность проступает красота, наивность и природность жизни. И дым Отечества нам сладок и приятен. Всякая невеста для своего жениха родится.

Текст: Ольга Власова

Рисунки: Владимир Любаров

Фото: из архива театра "Кукольный формат"

 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения