С поэтом и певцом, основателем группы «Встреча рыбы» Иваном Котихиным разговаривал Миша Рудин.
Миша Рудин: Зачем вы переехали из Челябинска в Москву? Иван Котихин: Музыкой заниматься, в том числе. Просто человек, который задает этот вопрос, никогда не жил в Челябинске. Это хороший город, но в какой-то момент появляется потолок. Нормальный город Челябинск, мы туда ездим постоянно, там вся родня, вся наша жизнь. Уезжали все по своим причинам. Но музыка для меня была главным побудительным мотивом, хотя за ребят я отвечать не готов. При этом у нас всех здесь хорошие карьеры. М.Р.: Музыкой вы не зарабатываете и не планируете? И.К.: Если это пойдет, то мы начнем этим зарабатывать, потому что я готов, и все готовы на самом деле, потому что это то, что у нас получается. Кстати вот, знаешь, по-моему, Гёте сказал: «Найди то, что у тебя получается лучше всего и начинай делать это изо всех сил». Это очень правильный подход. Ну, и лучшего выхлопа я нигде не видел. А я работал врачом, и в ресторане… М.Р.: Ты врач, с дипломом? И.К.: Да, я врач, я работал по образованию, я и сейчас работаю в фармацевтической компании, и всё хорошо. Но, в принципе, я четко понимаю, что у меня лучше всего получается на сцене – ну, или на репетиции даже больше. Мне нравится писать, мне нравится то, что у нас получается. М.Р.: У вас не так много качественных записей. И. К.: Первый альбом мы писали в Челябинске, как могли. Во всей записи нормальный был только рояль, который мы записывали по ночам в филармонии, но он, правда, крутой, настоящий Steinway за сто тысяч долларов. Человек, который нас писал, делал всё, что мог; а мы писали на всё, на что могли; свели, как могли. На самом деле, последнюю песню мы свели в день, когда уезжали. Получили альбом, но ни разу не напечатали. То есть диски напечатали, но коробок для него уже три года нет. После этого у нас ещё был записан концерт, в общем, неплохой. Хотя мы постоянно развиваемся, музыканты менялись, но сейчас, на мой взгляд, состав золотой. М.Р.: Как получился такой состав? И.К: Состав всегда формировался спонтанно. Момент осмысленности у нас появился только в последний год, именно тогда у нас стали появляться хорошие музыканты. То есть до этого, например, мы всегда искали басистов на форумах — а теперь у нас есть Вадим. Вадим Ермолов - это реально история музыки, он играл со всеми, он, например, записывал «Полковнику никто не пишет» с «Би-2», играл в фильме «Брат-2» вместе с ними. Он очень крутой музыкант. Маша Королёва — скрипачка — работала с Павлом Кашиным, она пишется всё время на Мосфильме, профессиональная скрипачка, работает в Геликон Опера. Никита Петров играет с нами давно, года два или три. В какой-то момент он ушел в армию, и мы взяли Юру, а потом вернулся Никита и у нас стало два саксофона. Юра Персианов работал с Валентиной Толкуновой. Олеся, его супруга — консерваторская… Да они все консерваторские, хорошие профессиональные музыканты. М.Р.: Все, кто приехал из Челябинска, продолжают играть в группе? И. К.: Почти все остались: Саша Пимштейн - директор группы, Паша Брусков — звукорежиссер, Паша Дубровин - пианист, Иван Буторин – барабанщик,.. и я. Только трубач нас покинул, Женя Мацкевич. «Встреча Рыбы» вообще начиналась как тандем: я и Паша Дубровин. Теперь это оркестр, но внутри вот этот дуэт, я пишу тексты, немного играю на гитаре и клавишах, то есть могу придумать гармонию, аранжировками занимается он. А может и он придумать мелодию и поставить меня перед фактом. Когда всё начинается с текста, песни получаются попроще, конечно, но как-то, не знаю, искренней. Не популярней, как Саша говорит, не в этом дело. М.Р.: Остальные — москвичи? И.К.: Юра с Украины, Олеся тоже, Вадик двадцать лет назад в Москву приехал. В Москве же нет москвичей. М.Р.: Когда планируется следующая запись? И.К.: Мы сейчас пишем альбом. Апрель у нас будет сумасшедшим, в апреле мы пишем, трекинг делаем и в мае, надеюсь, закончим. М.Р.: Где пишете? И.К.: С кем, правильней сказать. Сингл слышал, понравился? Нормальный же. М.Р.: Павло Шевчук сводил. И.К.: Ну да. С ним и будем записывать. М.Р.: На студии Мумий Тролля? И.К.: Нет больше студии Мумий Тролля. Ну, её закрыли, насколько я понял. Лучше Павло этот вопрос задать. Но он там больше не работает, это факт. Хотя мы и там немного записали. Писали ещё на Мосфильме с Овчинниковым. Если посмотришь, где мы писались - там жуть. Мы очень сложно и очень мутно это делали, потратили кучу денег, в итоге нашли Павло, который сказал: «Ребята, ну это просто… Но давайте попробуем». И он свел из того, что было, какую-то часть переписали - это путь компромиссов, и мы удивлены, что это вообще получилось. М.Р.: В интернете о вас немного информации — разве что заметки музыкального редактора «Афиши» Саши Горбачёва. И.К.: Честно - я его не видел в глаза. В лицо не узнаю, если встречу. На самом деле, есть ещё статьи, рецензии, то там, то сям… Видимо, пришло время. Мы качественней ещё никогда не звучали, и,видимо, уже пришла пора. А Александру просто понравилось, вот всё, что я могу сказать. Было вот как: он вроде послушал, ему вроде понравилось, и он что-то написал в «Афише». Не так много хороших групп (я не хвастаюсь), но, правда, я это понимаю. На мой взгляд, про кого-то надо писать - вот пришла, видимо, наша очередь. Александр Горбачёв вынужден про кого-то писать, он же музыкальный журналист. Вот ты тоже музыкальный журналист, ты тоже пока не знаешь, сильно ли мы тебе нравимся. Тебе понравится - и ты напишешь, не понравится, ну и ладно. И это такой момент, понимаешь, технический. Тут вопрос магии. То есть - насколько мы крутые. Ну, как я понимаю эту работу - можно просто сказать: да, ребята прикольные, играют интересно, а вот вокалисту нравится Бродский. А можно сказать… Горбачёв написал статью, что ему очень понравилось, и это было приятно. Он чётко, внимательно посмотрел, это был хороший искренний момент. У нас не было с ним личных встреч, он просто был на концерте и ему «вкатило» и, слава богу. М.Р.: Какие молодые русские группы тебе нравятся? И.К.: «2hcompany», Миша Феничев. А вот «СБПЧ» мне не нравится, он [Кирилл Иванов. - М.Р.] - неплохой поэт, но саму группу слушать не могу. Мне слова интересны, а словами никто не занимается почти. Я вот не понимаю русские группы, которые на английском поют. Вот «Трипинадва» питерские — очень крутые, но очень ленивые. Они не занимаются материалом, лупят как есть, а песни очень мощные. У них даже настоящие хиты есть. Вежливый отказ? [Директор Саша подсказывает: «Вежливый отказ». — М.Р.] Это великая группа, только из старых. Вот «АукцЫон» тоже - это наше всё. А из наших современных я сейчас просто не вспомню. М.Р.: На концерты ходишь? И.К.: Ну я ходил на «Cheese People», помню. Мне никак, а кому-то как, это нормально. Я вот на Коэна ходил, мне он очень понравился. Саша [Саша Пимштейн – директор группы. – М.Р.] даже плакала. А я еще отказывался идти. Меня бесплатно проводили, а я говорю: «У нас репетиция, завтра концерт». И я все-таки убежал на репетицию, не дослушал. Когда я ушёл, он начал «Hallelujah» петь, мать же вашу, я пропустил «Hallelujah». Я знаю, что он помрёт, и мне будет стыдно. Я ходил на Кейва. «Трики» был живьем плох. «Deus» классно выступили, правда, давно были, два года назад. Я очень расстраиваюсь, что два раза не сходил на «Massive Attack», был на их концерте один раз всего. Очень их очень люблю, последний альбом - это вообще нечто. А знаешь, какая шикарная группа — «Триагрутрика» челябинская! М. Р.: В Москве у вас ещё все впереди, а в Челябинске вы популярны? И. К.: Мы в Челябинске довольно большая группа, хотя как посмотреть. Как-то мне сказали друзья, что «Встречу Рыбы» знают все, а вот нас таксист подвозил - он не знает…Текст: Миша Рудин
Фото: Вера Бачинина