19 марта на малой сцене театра на Васильевском официально открылся новый «Этюд-театр».
Уже по названию нетрудно догадаться о прямой его принадлежности Вениамину Фильштинскому, режиссеру и педагогу, выпустившему на свет не одно поколение артистов и режиссёров и являющемуся истинным приверженцем этюдного метода работы над спектаклем.
Как будто в городе возобновили исчезнувшую на некоторое время традицию оформления театров из актёрско-режиссерских курсов. В прошлом году так уже «получился» театр «Мастерская», сформированный из студентов последнего курса Григория Козлова, и признанный, между прочим, театром года по результатам опроса «Выбор 33-х». На этот раз очень удачно вышло со студентами мастерской Фильштинского. Всех их официально взяли в штат новорожденного творческого коллектива и даже выделили помещение под крышей театра на Васильевском. Ребята, в свою очередь, уже успели облагородить и «оживить» своё новое жилище: перед входом на малую сцену зрителей встречает бурый мишка с подобием вертепа в лапах, внутри которого – маленькие картонные человечки, присмотревшись к ним, можно узнать ребят-фильштинцев. [caption id="attachment_3066" align="aligncenter" width="565" caption="Сцена из спектакля "Попрыгунья""][/caption] На стенах коридора, ведущего к сцене – доски с их фотопортретами ч/б: лица серьёзные, выразительные, взрослые. Помещение малой сцены театр на Васильевском выделил для «Этюд-театра». Правда, на время его реконструкции молодому студийному коллективу придётся перебраться в филиал театра на Малом проспекте В.О. Открытие «Этюд-театра» было скорее событием «для своих», нежели широкомасштабным, развёрнутым, распиаренным, как сейчас модно говорить. На этом акцент и не делали. Пригласили педагогов академии, близких друзей и критиков.Показывали свой первый спектакль, поставленный ещё в мастерской – «Попрыгунью» Антона Чехова. В день открытия театра её играла Екатерина Тарасова.
История об истинных ценностях жизни получилась душевной, энергичной, эмоциональной. Ольга Ивановна (Екатерина Тарасова) – юная любительница безудержного кутежа, вышедшая замуж за серьёзного человека по фамилии Дымов (Филипп Дьячков), практикующего врача, учёного.
– Дымов! – Ольга! – Дымов! – Ольга! - первые минут пятнадцать сценического действа наполнены восторженными возгласами влюблённых. Ольга пляшет – рисует – ходит в театры – юное, шаловливое, радостное создание, ради неё целеустремлённый Дымов готов на всё. Ещё немного, и увлечённость Ольги живописью превратится в предательство мужа. Она предаёт глупо, бездумно, сама того не сознавая, всем своим «цветочным» существом тянется к Рябовскому – молодому художнику-кутиле, прожигающему жизнь и при этом лениво саморефлексирующему.
Поездки-«тусовки» (не разберёшь, действительно, какое перед нами время: платья, шляпы, башмаки и тут же: разноцветные кеды, яркие халаты – настоящее буйство красок и гоголь-моголь из прошедшего и нынешнего), мнимая влюблённость в Рябовского, - всё это кружит молоденькой Ольге голову, опьяняет… А осознание приходит, как и полагается, слишком поздно… Тканевые полотна цветов радуги, застелившие помост в центре сцены, меняются однотонной чёрной тканью (сценография – студенты курса СПБГАТИ, профессора В. И. Фирера), «тусовки» прекращаются, Ольга остаётся одна. Одна со своим страданием, не выпущенным на волю стыдом и заболевшим мужем.
«Попрыгунья» фильштинцев – спектакль живой, искренний, честный, складный. Как раз-таки из отдельных этюдов и сложенный. Русский психологический театр в исполнении молодых.
На следующий день «Попрыгунью» обещали уже в другом составе, дабы задействовать весь курс. Ещё до начала спектакля Вениамин Фильштинский объявил открытие «Этюд-театра» шансом для артистов мастерской и для театра на Васильевском. Будем надеяться, что все, кому удалось этот шанс поймать, удержат его, приумножат, полноценно реализуют.
В репертуар театра, помимо «Попрыгуньи», войдут семь спектаклей, работа над которыми шла ещё в 51-й аудитории Театральной академии.