Фестиваль Чартова Дюжина проходит в Санкт-Петербурге с 2006 года, то есть в шестой раз (что не помешало организаторам написать vol.VII на афише). Для вашей же покорной слуги этот фестиваль оказался третьим по счёту и, в общем-то, его посещение стало доброй традицией. Так что сравнивать есть с чем.
В программе было заявлено девять исполнителей: «Алиса», «Кукрыниксы», «Ангел НеБес», «Пилот», «Ю-Питер», «Ляпис Трубецкой», «Ночные снайперы», «Океан Ельзи», «Король и шут». Ну что ж, обо всём по порядку. Открывала концерт – сюрприз!! – группа «Алиса» (тем, кому мой сарказм не вполне понятен, поясню: исторически так сложилось, что в силу каких-то, одному Константину Кинчеву ведомых, обстоятельств «Алиса» открывает большинство фестивалей, в которых участвует) с песней «Твёрдый знак». Я люблю творчество группы, но склонна присоединиться гласу, вопиющему «Кинчев уже не тот», который после выхода одноимённого («Твёрдый знак») альбома только усилился. Не знаю, как у других, но у меня слова «Бойся вызвать к радению твёрдый знак» вызывают стойкое отторжение ввиду отсутствия там, опять же, на мой скромный взгляд, смысла. Да и прослушивание в энный раз безусловно прекрасной песни «Вот так!», которая исполняется на всех фестивалях, уже не доставляет прежней эйфории. Кроме неё, «Инок, воин и шут» и «Неба славян», все остальные песни были с нового альбома, что, пожалуй, могло порадовать только ярого поклонника группы, который успел заслушать пластинку, вышедшею этой осенью, до дыр. Во многом именно поэтому выступление не доставило того удовольствия, которое могло бы, не только мне, но и многим присутствующим. Следом за «Алисой» появились ведущие. Если прошлые два раза вели ди-джеи «Нашего радио» Блондинка Таня и Алексей Петровский, то в этом году организаторы решили внести разнообразие и пригласить на эту ответственную миссию фолк-рок певицу Пелагею и лидера распавшейся ныне панк-группы «Наив» Александра Чачу Иванова. Сочетание довольно занятное и, надо сказать, весьма выигрышное. Хотя, москвич Чача и отметил вслух, что каждое его появление на сцене вызывает всё большую бурю негодования (по-моему, лукавил), а Пелагея порой отпускала довольно странные реплики (например, в ответ на вопрос Александра, как ей понравилась новая рок-группа «Ангел НеБес» спросила его, что он думает о её новом платье). Но, в целом, очень неплохо. Вторым номером выступали «Кукрыниксы». Несмотря на все старания Алексея Горшенёва, солиста группы, впечатление портил откровенно плохой звук, хотя и выступили ребята весьма достойно. Следом за ними Гаркуша, специальный гость фестиваля и недавний юбиляр, представил группу «Ангел НеБес», выступление которых я так ждала. И поэтому была несколько разочарована тем, что группа исполнила всего одну песню, «Патрон», зато как! Пожалуй, они были первыми, кому удалось действительно завести большую часть зала. Достойный дебют в «Чартовой дюжине». С «Пилотом», выступавшим следом, мы слишком часто пересекаемся на различных выступлениях, чтобы группа могла вызвать у меня ту бурю восторга, которая ей, несомненно, причитается. Чего только стоят сольные партии на гитаре в положении лёжа, хотя трюк и не новый. В общем, вышла приятная во всех отношениях встреча со старым знакомым. Честно говоря, чем занимается «Ю-Питер» для меня полнейшая загадка, потому что репертуар группы на большинстве концертов составляют песни несуществующего ныне «Наутилуса Помпилиус» и Виктора Цоя. Из свежачка только «Девочка по городу» и «Песня идущего домой», хотя свежачок, в общем-то, условный. Видимо, Вячеслава Бутусова устраивает олицетворение собой истории и статус лучшего исполнителя песен группы «Кино». Сомнительное достижение, на мой взгляд. Хотя, чего я разворчалась, он хорошо выступил. Объявление группы «Ляпис Трубецкой» ознаменовалось первой политической выходкой выступающих. Александр Чача Иванов весьма откровенно рассуждал о правах и свободах братской Беларуси, видимо, находясь под впечатлением того, что он, как музыкант, оказался на территории этой страны под запретом. Само же выступление было весьма удачным, и зал сполна получил причитающуюся ему долю ска-панковского драйва и позитива. Тему политических высказываний продолжила Диана Арбенина, выступив в защиту Санкт-Петербурга в песне «Питер пахнет никотином». Честно говоря, во время этой композиции у меня на глазах выступили слёзы. «Ночные снайперы» пожалуй, лучшее, что было на фестивале «Чартова дюжина-2011». Материнство явно пошло Диане на пользу. К удивительному сочетанию женского начала и некоторой мужественности примешалась необычайная нежность, и этот прекрасный коктейль смог тронуть сердца даже самых отъявленных панков, которые до этого в нетерпении ожидали выступление «Короля и шута». Не обошлось и без эксцессов: на песне «Катастрофически тебя не хватает мне» катастрофически вырубилась часть электричества, и выступление пришлось продолжать в акустике и с неработающим микрофоном, и Арбенина справилась с этим весьма достойно. А её песни подхватывались всем залом. Совсем забыла упомянуть, что между выступлениями «Ляписа» и «Ночных снайперов» организаторы фестиваля устроили зрителям «сюрприз»: караоке под песню группы «Агата Кристи» «Опиум». Подобное было и на «Чартовой дюжине-2010», но там это объяснялось тем, что сама группа отказалась выступать, мотировав это своим распадом (что, впрочем, не помешало им отыграть концерт на «Нашествии-2010»). Почему мы и в этом году пели «Агату Кристи» я, честно говоря, не очень поняла. Предпоследними на сцену вышли «Океан Ельзи». Для меня их выступление прошло как-то незаметно, может, потому что я не слишком хорошо знакома с творчеством группы, а, может, потому что они так незаметно выступили. Куда больше мне запомнились высказывания явно принявшего за сценой на грудь Горшка, направленные в адрес Украины, откуда «Океан Ельзи» к нам, собственно и прибыли. Хотя, честно говоря, нёс он какую-то откровенную ахинею. Но слушать было неприятно, да и перед гостями из незалежной стыдно. Так что выступление группы «Король и Шут» оставило у меня неприятный осадок, хотя акустический вариант звучания, с которым они выступили, был весьма интересен.ОКОЛОтематические статьи, рекомендуемые к прочтению:
Анна Комаревич «Идиотизм от Никана»
Кинчев-молодец! А кто достоин был? Назовите!И исторически это сложилось по понятным не только ему причинам. И неважно,с какой песней! Ну был бы жив Цой-он бы открывал,с неменьшей критикой с Вашей стороны,я думаю.Группой крови,наверное,которая бы многим надоела,да и смысл многие тоже не догоняют.
Звук у Кукрыниксов-да кто это заметил!
А Ю-Питер загадка не только для Вас. Такому исполнителю,как Бутусов ,свежачок не нужен.И ему действительно не нужно что-то доказывать.